Человек и профессия

Элективный курс “Человек и профессия”

профориентация

                                                 Пояснительная записка

В жизни каждого человека наступает момент, ког­да приходится решать, где продолжить образование, т. е. практически выбрать профессию, свой жизнен­ный путь. Учащийся сам по себе не может выбрать направление своей будущей профессиональной де­ятельности. Необходима психолого-педагогическая поддержка, психолого-педагогическая диагностика.

Цель курса — ориентация учащихся в выборе буду­щей профессии.

Задачи курса:

1) Познакомить учащихся с методами самопозна­ния, самообразования и самовоспитания.

2) Сформировать умение анализировать психологи­ческие особенности личности.

3) Научить учащихся составлять план самовоспитания личности для подготовки к будущей профессии;

4) Развивать у учащихся творческие способности, умение работать в группе, вести дискуссию.

Основные требования к знаниям и умениям:

В процессе обучения учащиеся приобретают сле­дующие конкретные умения:

– оценивать способности;

– выявлять интересы, склонности;

– анализировать особенности внимания, памяти, воображения, мышления, характера, темперамента;

– составлять программу самовоспитания для под­готовки к будущей профессии.

Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:

– признаки классификации профессий;

– требование профессии к человеку;

– физиологические основы внимания, характера, темперамента.

Завершается курс итоговым занятием, включающим процедуры рефлексивного осмысления проведенной работы.

Данный межпредметный курс знакомит учащих­ся с многообразием профессий и с теми требования­ми, которые предъявляются отдельными группами к личности работающего. Большое место занимают вопросы, задания, упражнения, тесты, призванные помочь учащимся в анализе своих психологических особенностей и профессиональном самоопределении (см. приложение 1).

Программа курса рассчитана на 17 часов занятий с учащимися 8- 9 классов.

                                                Тематическое планирование

Темы занятий Кол-во часов  

 

Формы занятий

 

Формы контроля

  Лекция   Практическое занятие
Введение 1     Беседа (Вопрос -ответ)
РАЗДЕЛ 1. Познавательные процессы и способности личности. 

Интересы и склонности

а) выявление интересов

б) выявление склонностей

8 

2

 

 

  2 Тест – вводныйИндивидуальные задания
Внимание а) виды внимания

б) физиологические
основы внимания

в) учение
А.А.Ухтомского о
доминанте

  

 

 

 

 

0,5   0,5 Тестына понимание

видов внимания

Память а) виды памяти

б) развитие памяти.

в) способы запоминания

1  

 

 

 

 

0,5   0,5 БеседаРолевая игра
Мышление а) виды мышления

б) операции мышления

1  

 

 

 

 

  1 Анализ текста, сравнениеобъектов,

процессов.

Воображение а) виды воображения

б) развитие воображения в игре

1  

 

0,5   0,5 Ролевая игра
Индивидуальные занятия
Способности.а) виды способностей.

б) условия развития способностей.

РАЗДЕЛ 2.
Психология личности и профессионально важные качества.

Типы нервной системы. Типы темперамента.

 

Характер

а) физиологические основы характера

б) формирование характера

 

 

 

 

 

 

3

 

 

2

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психологические тесты

РАЗДЕЛ 3. Мир профессий.  

Характеристика профессий

 

а) профессиограмма

4 

2

1 Составление профессиограмм
РАЗДЕЛ 4.
Жизненное и профессиональное самоопределение.а) проблемы выбора профессии

б) факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях

 

Обобщение

 

 

 

 

 

 

 

1

1 Составление программы самовоспитания

Содержание курса

Общее количество часов 17
Введение (1 ч)
Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана. Эвристическая беседа. Понятие о профессии и специальности. Общий обзор: классификации, профессии (см. приложе­ние 2). Типы, классы, отделы и группы профессий. Формула профессии. Требования профессии к чело­веку (см. приложение 3). Способности и професси­ональная пригодность.

РАЗДЕЛ 1.

Познавательные процессы и способности личности.

Интересы и склонности (2 ч)

Понятия «интересы» и «склонности». Классифи­кация интересов. Взаимосвязь интересов и склон­ностей. Управление интересами и склонностями.

Практические работы

  1. Выявление интересов.
  2. Выявление склонностей.

Внимание (1 ч)
Понятие о внимании. Физиологические основы внимания. Свойства внимания, устойчивость, объем, переключение, распределение и концентра­ция. Виды внимания: произвольное и непроизволь­ное. Развитие внимания.
Практическая работа
3. Определение свойств внимания.
Память (1 ч)
Понятие о памяти. Физиологические основы па­мяти. Процессы памяти, развитие памяти. Значение памяти в жизни человека.
Практическая работа
4. Выявление вида памяти.
Мышление (1 ч)
Понятие о мышлении. Виды мышления: предмет­но-действенное, наглядно-образное, абстрактное. Операции мышления: сравнение, анализ, синтез, аб­стракция, обобщение. Суждение, умозаключение.
Практические работы

  1. Определение вида мышления.
  2. Выявление умений сравнивать, анализировать, обобщать.

Воображение (1 ч)
Понятие о воображении. Связь воображения с мышлением. Виды воображения: непроизвольное и произвольное; воссоздающее и творческое. Разви­тие воображения в игре.
Практические работы

  1. Определение уровня творческого мышления.
  2. Определение уровня воссоздающего и творческого воображения.

Способности.

а) виды способностей.

б) условия развития способностей.

РАЗДЕЛ 3.
Психология личности и профессионально важные качества.

Типы нервной системы. Типы темперамента. (2 ч)
Типы нервной системы. Типы темперамента. Понятие психотипов.

Характер (2 ч)

Понятие о характере. Физиологические основы характера. Типическое и индивидуальное в характе­ре. Формирование характера. Самооценка.
Практическая работа
9. Выявление основных черт характера.

РАЗДЕЛ 4.
Мир профессий. Характеристика профессий — профессиограмма (2 ч)
Составление профессиограмм (см. приложение 4). Советы по профессиональному самовоспитанию.
Жизненное и профессиональное самоопределение. (2 ч)
а) проблемы выбора профессии

б) факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях

Обобщение (1 ч)

Составление программы само­воспитания (см. приложение 5).

Приложение 1

Рекомендации к содержанию программы

В разделе «Введение» необходимо, чтобы уча­щиеся не только осознали важность данного курса, но и поняли положительную мотивацию и проявили интерес к его изучению. Наряду с рассказом и объяс­нением учителя целесообразно провести беседу, орга­низовать самостоятельную работу. Это даст возмож­ность сформировать у учащихся представление о профессии и специальности. Следует обзорно позна­комить с классификациями профессий по уровню и характеру требуемой квалификации. Необходимо подробнее рассмотреть классификацию по призна­кам, идущим от человека, которая была разработана Е. А. Климовым. Очень важно, чтобы учащиеся, вы­бирая профессию, знали требования, которые предъявляет эта профессия к личности работающе­го. Если эти требования совпадают с его личными качествами, то говорят о профессиональной пригод­ности, в основе которой лежат способности. Далее следует остановиться на видах и условиях развития способностей.

При изучении темы «Интересы и склонности» учащиеся должны уяснить различия между интере­сами и склонностями, а также их взаимосвязь. Важ­но, чтобы они могли показать это на конкретных примерах. Выполнение практической работы помо­жет учащимся определить свою степень устойчивос­ти к той или иной области знаний и степень выра­женности склонности к одному из типов профессий. В заключение следует познакомить учащихся с тем, как управлять своими интересами и склонностями.

При изучении тем «Внимание», «Память», «Мышление», «Воображение» необходимо опирать­ся на знания учащихся, полученные при изуче­нии биологии в 8 классе. В связи с этим важны актуализация, систематизация и обобщение имею­щихся у учащихся знаний. Для закрепления знаний целесообразно применять упражнения на раз­витие внимания, памяти, мышления, воображе­ния.

В процессе развития знаний в теме «Внимание» следует подробнее рассмотреть физиологические ос­новы и виды внимания. Практическая работа «Оп­ределение свойств внимания» поможет учащим­ся составить общую характеристику внимания (устойчивость, колебание, объем, распределение, переключаемость, концентрация, произвольность). Это позволит ученикам лучше понять, почему очень важно развивать внимательность с детских лет.

Тема «Память» дает возможность сформировать у учащихся представление о физиологических ос­новах, процессах, качествах памяти. Учащиеся уже знакомы с различными видами памяти (слу­ховой, зрительной, логической, механической), поэтому при рассмотрении этого вопроса целесо­образно применять метод беседы. Выявить особен­ности своей памяти учащиеся смогут в ходе прак­тической работы «Выявление вида памяти». При ее выполнении учащиеся установят, какой вид памяти развит у них лучше всего. Если результаты по отдельным видам памяти совпадают или близки, то следует говорить о смешанном типе памяти. Про­блема развития и совершенствования памяти инте­ресует каждого человека. Поэтому необходимо рас­смотреть разнообразные приемы запоминания мате­риала.

При изучении темы «Мышление» особое внима­ние следует обратить на виды мышления (предмет­но-действенное, наглядно-образное, абстрактное), а также различные мыслительные операции (срав­нение, синтез, анализ, обобщение, конкретизация, абстрагирование). Эти понятия являются для уча­щихся новыми, и эффективность их усвоения во многом будет зависеть от четкости объяснения учи­теля. Разобраться во всех этих качествах и проана­лизировать свое мышление поможет выполнение практических работ по определению вида мышления и умений сравнивать, анализировать, обобщать. Способность мыслить непременно нужна людям всех профессий, хотя, конечно, требования к уровню развития разных профессий не одинаковы. Далее следует остановиться на основных принципах развития мышления.

Материал темы «Воображение» вызывает большой интерес у учащихся. Понятия «воображение» и «фантазия» являются синонимами. С помощью воображения (фантазии) человек находит выход в сложившейся ситуации при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления. Есть большая группа профессий, для овладения которыми особенно важно иметь активное воображение, как воссоздающее (создание образа предмета явления по его описанию), так и творческое (создание новых образов в оригинальных продуктах деятельности). Проанализировать, как развито у учащихся воображение, помогут задания практической работы. При их выполнении учащимся можно порекомендовать сравнивать свои результаты с результатами своих товарищей. Чем выше результат, тем лучше развито воображение. Важно, чтобы учащиеся не были пассивными слушателями, а принимали активное участие в обсуждении вопроса по развитию воображения. Воображение развивается в игре, особенно в тех ее видах, где человек как бы выполняет определенную роль.

При изучении темы «Координация движений» необходимо акцентировать внимание учащихся на значимости этого качества для многих видов трудовой деятельности. Однако надо иметь в виду, что координация движения — это очень сложное образование, которое опосредуется многими качествами, такими, например, как двигательная память, гибкость или высокая подвижность суставов и др.

Кроме того, координация имеет как общие, так и специфические для разных движений особеннос­ти. Поэтому, выявляя в ходе практической работы свои особенности координации движений руки, нужно помнить, что нельзя по показателям одной способности судить об эффекте в целом.

При изучении темы «Характер» необходимо рас­крыть значение понятия «характер», физиологиче­ские основы этой особенности личности. При рас­смотрении черт характера следует сообщить уча­щимся, что их принято делить на две основные группы: первая группа — система от­ношений человека к окружающему миру (отноше­ние к коллективу и обществу, отношение к труду, отношение к самому себе, отношение к вещам); вто­рая группа — волевые черты. Поэтому при выпол­нении практической работы по выявлению основ­ных черт характера следует подготовить анкеты по оценке уровня развития своих волевых качеств, коммуникативных и организаторских способнос­тей, темперамента. В качестве рекомендаций по формированию характера можно предложить уча­щимся упражнения для воспитания волевых при­вычек, дать советы о том, как лучше организовать общение.

Размышляя, какую выбрать в будущем профес­сию, каждый человек собирает информацию о заин­тересовавших видах труда. Фактически он зани­мается составлением профессиограмм — характе­ристик профессий с требованиями, которые они предъявляют к личности работающего. Работа по со­ставлению профессиограммы позволяет глубже уз­нать содержание будущей профессии, оценить свою профпригодность к ней. Кроме того, она поможет определить и те качества, которые нужно развивать у себя.

Приложение 2

Классификация профессий

Классификационный признак Виды и характер труда
Предмет труда (типы профессий) ТЧеловек — техника ПЧеловек — природа ЧЧеловек — человек ЗЧеловек —

знаковая

система

XЧеловек —

художествен-

ный

образ

Цель труда

(классы

профессий)

ГРаспознать

Различить

Определить

Оценить

Разобраться

Проверить

ПрПреобразовать

Обработать

Упорядочить

Организовать

Оказать влияние, обслужить

ИИзобрести, придумать, найти новый способ решения
Орудия труда Р М А Ф
(отделыпрофессий) Ручные(непосредст-

венное

выполнение

функции)

Механизи-рованные

(управле-

ние маши-

нами, ме­ханизма­ми)

Автоматизи-рованные

(управление

станками,

устройства­ми)

Использованиефункциональных средств

организма

Условиятруда (группа

профессий)

мУсловия

с повышен­ным уровнем моральной ответствен­ности

нНеобыч-

ные усло­вия

труда

бУсловия

бытового типа

оРабота на открытом воздухе

Приложение 3

Требования профессии к человеку

Ч—Т (см. приложение 2): точность, определен­ность действий, высокая дисциплина, аккурат­ность, практическое мышление, техническая фанта­зия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты.

Ч—Ч: умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, способность понимать людей, разбираться в их особенностях. Устойчивое хорошее настроение: потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека (хорошая память, умение находить общий язык с разными людьми, терпение).

Ч—П: любовь к природе не созерцательная, а де­ятельная (познание законов и применение); быть готовым к непредвидимым событиям (дальновид­ность); инициативность, самостоятельность; творче­ское мышление.

Ч—3: умение абстрагироваться от реальных фи­зических, химических, механических свойств пред­метов, представлять и воспринимать характеристи­ки реальных явлений или объектов, стоящих за зна­ками. Хорошо развитое абстрактное мышление и воссоздающее воображение. Сосредоточенность, ус­тойчивость, внимание, усидчивость.

Ч—X: наличие способности к искусствам (ИЗО, музыка, литературно-художественная и актерско-сценическая деятельность); творческое воображе­ние, образное мышление, трудолюбие; реалистиче­ский уровень притязаний; целеустремленность.

Г: выраженная познавательная активность, на­блюдательность, устойчивость внимания, высокая работоспособность, малая утомляемость соответст­вующих органов чувств, твердость позиции, прин­ципиальность в выводах.

Пр: склонность к практическому влиянию на ок­ружающую среду; интерес к процессу труда и его ре­зультату, высокая активность и работоспособность.

И: интерес к новому, творческое мышление и во­ображение — способность легко отказываться от привычного хода мысли, искать иные варианты ре­шений проблем.

Р: координированность движений (точная дози­ровка их по силе, расстояниям и направлению уси­лий). Высокоразвитая мышечно-суставная чувстви­тельность, развитое наглядно-действенное практи­ческое мышление. Интерес к самому процессу труда, а не только к результату работы.

М: координированность движений, быстрота ре­акции и предусмотрительность, готовность к экс­тренным действиям; спокойствие, уравновешен­ность, практическое техническое мышление.

А: устойчивость внимания и наблюдательность; хорошо развитое воссоздающее воображение — спо­собность мысленно представлять невидимые пред­меты, их соотношения.

Ф: способность удерживать в уме множество пра­вил, сведений, оперировать ими, т. е. хорошая память, высокоразвитая способность самоконтроля и самоуправления.

б: микроклимат, близкий к бытовым нормам.

о, н, м: выносливость, крепкое физическое здо­ровье, высокий уровень развития моральных ка­честв.
Приложение 4
План составления профессиограммы

  1. Общие сведения о профессии (ее возникнове­ние, смежные профессии, спрос на нее).
  2. Характеристика процесса труда (технологиче­ские операции, орудия труда, рабочее место, про­дукция, виды брака и их устранение, характер рабо­ты).
  3. Санитарно-гигиенические условия (режим тру­да, условия, требования к физическому состоянию, медицинские противопоказания, меры по охране труда, возможные травмы и профессиональные за­болевания).
  4. Психологические требования профессии к че­ловеку (качества эмоционально-волевые, деловые, моторные, внимание, мышление, тип памяти, мо­ральные качества).
  5. Сведения о профессиональной подготовке (пу­ти получения профессии, условия поступления, про­должительность обучения, изучаемые дисциплины, квалификация выпускника, зарплата, перспективы профессионального роста, продолжительность отпу­ска).

Приложение 5

Основной фор­мой отчета учащихся является составление своей программы самовоспитания для подготовки к буду­щей профессии.

План составления программы самовоспитания

  1. Составить перечень тех качеств, которые вы должны развивать у себя, чтобы сформировать при­годность к будущей профессии.
  2. Составить перечень тех недостатков, которые важно преодолеть для успеха в будущей професси­ональной деятельности.
  3. Наметить серию действий для тренировки или, наоборот, ликвидации каждого недостатка.
  4. Определить примерный срок, в течение которо­го вы будете ждать успеха.

Рекомендуемая литература

  1. Газарян С. С. Ты выбираешь профессию. М., 1985.
  2. Климов Е. А. Как выбирать профессию. М., 1991.
  3. Коломенский Я. Л. Человек: психология. М., 1986.
  4. Кочетов А. И. Как заниматься самовоспитанием. М., 1986.
  5. Крутецкий В. А. Психология. М., 1986.
  6. Орлов Ю. М. Психология самопознания и самовоспита­ния характера. М., 1987.
  7. Платонов К. К. Занимательная психология. М., 1986.
  8. Рувинский Л. И., Хохлов С. И. Как воспитывать волю, характер. М., 1986.

Post a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>