Все народы скорбят о павших и воспевают их подвиг

МУ «Управление образования муниципального района «Сысольский» МОУ «Средняя общеобразовательная школа» с. Пыёлдино
 
ВСЕ НАРОДЫ СКОРБЯТ О ПАВШИХ И ВОСПЕВАЮТ ИХ ПОДВИГ…
Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки в 8 классе

Автор – учитель изобразительного искусства

МОУ «Средняя общеобразовательная школа»

 с. Пыёлдино

Мильчева Н.И.

Предисловие

 

С каждым годом всё дальше вглубь истории уходит от нас Великая Отечественная война, подрастает поколение правнуков участников тех трагических и героических событий. Но всегда ли мы уделяем должного внимания и заботы  тем, благодаря кому мы живем под мирным небом? Современные дети знают всё об инопланетных войнах, наслаждаются компьютерными сражениями, спокойно смотрят на убийства на экранах телевизоров. А что они знают о той войне, которая далеко – далеко? Знает ли молодое поколение, какой ценой была завоевана победа над фашизмом.

Память! Как она необходима людям – священная и справедливая народная память. Без памяти о героях, ценой своих  жизней подаривших нам мир, нельзя идти вперед. Без памяти нет будущего! Все люди должны из поколения в поколение, как драгоценную реликвию, с гордостью за своих отцов и дедов передавать  благодарную память о героях той войны, которые спасли человечество от ужасов фашизма.

В современном обществе  особо значимой становится необходимость передачи  детям эмоционально-ценностного отношения к миру. Необходимо в детях формировать способность сопереживать, формировать эту способность и в процессе обучения. Умение видеть и понимать чувства других как собственные делает человека сильным и добрым, духовно богатым. Именно  это свойство души – умение сопереживать – называется человечностью.

Уроки истории дают факты и цифры, знать их необходимо. Однако язык статистики не может научить ребенка сочувствию, сопереживанию, тронуть его душу. Но есть язык поэзии и язык изобразительного искусства, которые не позволяют детям оставаться равнодушными, слепыми и глухими к страданиям того поколения,  которое уходит, унося с собой нашу память.

Весь огромный опыт человеческих чувств складывался, сохранялся и передавался новым поколениям с помощью искусств. Уроки изобразительного искусства предоставляют учителю широкие возможности для художественного развития ребенка – именно от чувств к чувствам. Искусство – великая сила и грандиозная память человечества. Особенно оно эффективно в единстве с несколькими видами, например, поэзия с музыкой, изобразительное искусство с музыкой, поэзией. В единстве они сильнее!

В ходе интегрированных уроков изобразительного искусства, музыки и литературы происходит более углубленное изучение темы, усиление эмоционального воздействия на учащихся, расширение кругозора, повышение эффективности урока, его образовательных и воспитательных целей. Когда произведения музыки, поэзии и изобразительного искусства воздействуют совместно, они приучают учащихся более глубоко чувствовать, видеть, восхищаться прекрасным, героическим, воспитывают любовь к Родине, жизни.

Данный интегрированный урок по теме «Все народы скорбят о павших за справедливость и воспевают их подвиг» предлагается провести в 8 классе.

Продолжительность – 3 часа: 1 час – беседа, 2 часа – практическая работа по созданию проекта памятника героям. Перед учителем ставятся задачи через произведения искусств показать героизм, стойкость, самоотверженность советского человека, проявленного во имя высокой цели, раскрыть тему скорби по погибшим воинам, горечи утраты и гордость за их подвиг. На основе восприятия произведений искусства ребятам предлагается окунуться в атмосферу военных лет и через опыт сопереживания, формировать понимание ценности человеческой жизни, раскрыть значимость хранимой в сердцах людей памяти о героях, отдавших за свою Родину самое дорогое – жизнь. Важная задача для учителя – создать условия для творческого напряжения детей, содействовать формированию активности их восприятия, а также желания выразить собственные переживания в практической работе.

На первом уроке проводится беседа с ознакомлением произведений скульптурных ансамблей, мемориалов – памятников созданных в честь героев Великой Отечественной войны, в память погибших. Здесь важно пробудить у ребят интерес и уважение к памятникам боевой славы, увековечившим трагические и героические события  нашего прошлого. Беседа проводится с показом слайдов на фоне слушания соответствующих по теме песен и стихов.

В ходе беседы учителем подается обширный материал о произведениях искусства, подается последовательно, охватывая крупные военные страницы.

В случае нехватки времени и учитывая готовность класса к восприятию данной сложной темы, учитель по своему усмотрению может выбрать для обзора определенные мемориалы, ансамбли, которые посчитает нужным.

На 2-3 уроках идет практическая работа по созданию проекта памятника героям. Практическую работу можно провести в двух вариантах.

В первом варианте ребята создают макет мемориала в технике бумажной пластики. В данном случае во время беседы больше внимания необходимо уделять на мемориальные ансамбли, созданные в большом пространстве, где учитывается гармония ландшафта местности и монументального сооружения, что имеет большое значение для эмоционального воздействия на зрителя, например, мемориальный комплекс на Мамаевом кургане или монумент героическим защитникам Ленинграда, памятник Матери в Перчипюсе.

Во втором варианте ребята создают проект памятника в технике лепки из пластилина. Здесь необходимо больше  обращать внимания на отдельные скульптурные сооружения – памятники, например, памятники, посвященные памяти Зое Космодемьянской или произведения Вадима Сидура. Если же позволяет время, можно создать замечательный проект памятника, объединив работу в технике бумажной пластики и лепки. Проект выполняется творческими группами по 5-6 человек.

 

Интегрированный урок  /изобразительное искусство, музыка/

                             8 класс

3 урока

Тема:  Все народы скорбят о павших за справедливость и воспевают их подвиг.

 

Цель и задачи:

–         Содействовать формированию патриотических чувств детей путем раскрытия темы скорби по погибшим героям, горечи утраты и гор­дости за их подвиг в произведениях искусства;

–         Формировать способность сопереживания в процессе восприятия произведений искусства;

–         Развить художественно – образное мышление, воображение и творческую фантазию при выполнении проекта памятника;

–         Совершенствовать художественные умения и навыки работы в технике бумажной пластики.

–         Создать проект памятника воинской  славы;

 

Оборудование к уроку:

 

Зрительный ряд: слайды:

  1.  «Память истории. На Курской дуге», автор Буланов Н. М.
  2.   Мемориальный ансамбль Брестской крепости.
  3.   Памятник-ансамбль в честь героев Сталинград­ской битвы /автор В.Вучетич и Я.Белопольскнй/;
  4.  Монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы (скульптор М.Аникушин, архитекторы С.Сперанский и В.Каменский);
  5.  Памятник жертвам фашизма в деревне Перчипюс /автор Г.Иокубанис/;
  6. Мемориальный комплекс в деревне Хатынь /скульптор С.Селиханов, архитекторы Ю. Градов, В. Занкевич, Л. Левин/;
  7. Мемориальный комплекс в Саласпилсе  (авторы: А Буковский, О. Скарайнис, Я. Заринь – скульпторы; И.Стаутеманис, О.Закаменный – архитекторы),(слайды ).
  8. Монумент советским воинам- победителям в Берлине

(авторы Е.Вучетич, Я.Белопольский).

  1. Мемориальный комплекс на Поклонной горе. Москва;
  2. Памятник воинской славы в г. Сыктывкаре, авторы Ю. Борисов и

В. Мамченко;

  1. «Зоя»/ автор – М.Г.Манизер/, «Таня», «Непокоренная.
  2. Произведения В. Сидура.

Таблица «Этапы выполнения макета мемориала воинской Славы»;

В классе выставка репродукций на тему «Идет война народная»;

На доске – надписи: «Скульптура», «Рельеф», «Памятник-ансамбль», «Мемориал».

Эпиграф: «По всей России обелиски

Как души рвутся из земли…»           Р. Казакова

 

Литературный ряд:

Отрывки из поэмы Ю.Марцинкявичюса «Кровь и пепел»,

Стихотворения: Алексей Сурков «Защитник Сталинграда»;

Виктор Пахомов «Сон»;

М. Алигер «Зоя»;

С.Попов «С берега Эжвы…»

Рассказы С.П.Алексеева «Зоя» и «Брестская крепость»

Рассказ Алеся Адамовича «Я из огненной деревни…»;

Отрывок из повести Б. Васильева «В списках не значился».

Музыкальный ряд:

песни:  «Священная война» /муз. А. Александрова, сл. Лебе­дева-Кумача/.

«Хатынь» /муз. И. Лученка/;

«На Мамаевом кургане»/муз.А. Пахмутовой; сл. В.Бокова/;

«Саласпилс»; «День Победы» /Д. Тухманов, В. Харитонов/;

Седьмая Ленинградская симфония Д.Шостаковича /тема «Нашествия»/- фрагменты.

 

Материалы для учащихся:

1 вариант урока – бумага, ножницы, клей.

2 вариант – пластилин, стеки.

 

ПЛАН    УРОКОВ.

  1. Вступление.  Звучит песня «Священная война» /муз.

А. Александрова, сл. Лебе­дева-Кумача/.

  1. 2.                Беседа. Постановка цели,  задач на уроке.
  2. 3.                Основная часть. Беседа с показом слайдов с чтением стихов, слушанием песен.

3.1. «Священная война» /прослушивание песни, история песни/.

3.2. «Память истории. На Курской дуге», автор Буланов Н. М.

3.3. Мемориальный ансамбль Брестской крепости, авторы – творческая группа во главе скульптора А. Кибальникова.

Звучит «Седьмая симфония» Д.Шостаковича (тема «Нашествия»)

Краткий рассказ о подвиге Брестской крепости. Отрывок из повести

Б. Васильева «В списках не значился».

3.4. Памятник-ансамбль в честь героев Сталинградской битвы (авторы В. Вучетич и Я. Белопольскнй);  фон – песня «На Мамаевом кургане». Стихотворение Алексея Суркова «Защитник Сталинграда».

3.5. Монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы  в Ленинграде (скульптор М. Аникушин, архитекторы С. Сперанский и В. Каменский); фрагменты из Седьмой Ленинградской симфонии Д.Шостаковича /тема «Нашествия»/;

3.6. Перчипюс. «Мать», автор Г.Иокубанис. Стихи, отрывки из поэмы Ю. Марцинкявичюса «Кровь и пепел»;

3.7.              Хатынь. Мемориальный архитектурно-скульптурный комплекс «Хатынь» (Ю. Градов, С. Селиханов и др.), песня И. Лученка «Хатынь»; Рассказ Алеся Адамовича «Я из огненной деревни…»;

Стихотворение «Печные трубы», автор В. Семенов.

3.8.              Саласпилс. Мемориальный ансамбль Памяти жертв фашизма»   (ск. – Л.Буковский,Я.Заринь, О.Скарайнис, арх. – Г.Асарис, О.Закаменный и др.), песня «Саласпилс». Стихотворение Виктора Пахомова «Сон»;

3.9.               Монумент советским воинам- победителям в Берлине.

Памятник Воину-освободителю (Е.Вучетич,Я.Белопольский).

Песня «День Победы» (Д.Тухманов, В.Харитонов);

3.10.         Мемориальный комплекс на Поклонной горе. Москва;

3.11.         Памятник Воинской Славы в городе Сыктывкаре, авторы Ю.Борисов, В.Мамченко. Стихотворение С.Попова «С берега Эжвы…»

3.12.           «Зоя»( автор – М.Г.Манизер). М. Алигер «Зоя»;

3.13.         В.Седур.

4.  Установка на практическую работу. Практическая работа.

Задание: Создание проекта памятника героям.

1 вариант – конструирование из  бумаги,

2 вариант – лепка из  пластилина .

5.   Итоги урока.

 

ХОД УРОКА

1. Вступление. Звучит песня «Священная война» /муз. А. Александрова, сл. Лебе­дева-Кумача/.

2. Вступительная беседа.

Учитель ИЗО:

Ребята, сегодня наш урок посвящается Дню Победы, Дню памяти павших. В этот день мы вспоминаем о тех, кто в годы Великой Отечественной войны боролся за победу, свободу и независимость нашей Родины. Мы скорбим о павших и воспеваем их подвиг. И сколько бы лет не прошло с того  радостного дня – 9 мая 1945 года, Дня Победы, – в памяти народа будут храниться мужество и отвага бойцов, стойкость и вера матерей, радость побед и горечь поражений. Мы не вправе забывать о тех, благодаря кому мы живем под мирным небом, и какой ценой была завоевана победа над фашизмом.

- Ребята, а как наш народ увековечил память о людях, отдавших за Родину самое дорогое – жизнь?

О героях – защитниках пишут книги, слагают поэмы, поют песни, их именами называют улицы, площади, им ставят памятники..

Действительно, события тех лет нашли отражение в искусстве: живописи, скульптуре, музыке, литературе, кино. Искусство – это великая сила и грандиозная память человечества. В бронзе, граните и мраморе монументов, обелисков, скульптурных композиций мемориальных комплексов наша страна увековечила память о славных воинах, ставших гордостью нашего народа, а в особо памятных местах организованы музеи под открытым небом – мемориалы воинской славы.

Сегодня мы с вами рассмотрим некоторые из них. А затем сами будем выполнять проект памятника – мемориала боевой славы, памятника героям.

 

Что такое памятник?

– Это архитектурное или скульптурное сооружение в память выдающегося события или лица/.

Скульптура?

– Это произведение изобразительного искусства, созданное в результате лепки, ваяния, резьбы, отливки …; главной чертой является объем/.

 «Мемориал» означает «памятная запись». Это комплекс сооружений, воздвигнутых во имя определенной идеи, например, увековечить подвиг народа.

Монументальная скульптура – монументы, памятники, скульптурные комплексы, несущие большое общественное содержание и выступающие в единстве с окружающей средой – архитектурной или природной.

 Ансамбль скульптурный – это группа скульптурных или архитектурных сооружений, которые взаимосвязаны и составляют единое целое.

«Рельефная скульптура» – плоская рельефная скульптура, которая выполнена на плоскости (стене) и, которую можно смотреть только с одной стороны

3. Основная часть урока

Беседа с показом слайдов с чтением стихов, слушанием песен.

 

3.1 Ребята, в начале урока прозвучала песня «Священная война» /муз. А. Александрова, сл. Лебе­дева-Кумача/.

 С этой мужественной песней-маршем уходили в бой советские солдаты.

Песня была создана в первые дни войны. В ночь с 22 на 23 июня 1941 года В.Лебедев-Кумач пишет стихи, в которых события осмысливаются в мифических образах и терминах: война приобретает статус «священной», она мыслится как глобальное столкновение сил света и тьмы, противник характеризуется как нечисть («проклятая орда»), как тотальная тьма («с фашистской силой темною»), захватывающая небо («крылья черные») и попирающая землю. Однако при этом сомнений в победе нет – заканчивается песня образом  яростно вскипевшей волны, которая в священном гневе сносит все на своем пути подобно сверхъестественной силе  во время потопа. 24 июня стихи опубликовали в газетах «Известия» и «Красная звезда». Один из командиров Красной Армии показал стихи руководителю Краснознаменного ансамбля песни и пляски А. В. Александрову, который уже 25 июня написал музыку к этим стихам. 26 июня состоялось первое исполнение песни «Священная война».

Это было в начале 1941 года в Москве на Белорусском вокзале. Эшелоны уходят на фронт, заунывно перекликаются паровозные гудки. В зале ожидания  Краснознаменный ансамбль дает концерт отбывающим на фронт. Как воинская присяга звучит песня, как клятва воинов: драться до последней капли крови, до последнего дыхания. И все бойцы как один поднимаются с мест. Суровы лица солдат и офицеров. Песню слушают стоя, а когда она утихает, то просят повторить. Пять раз ансамбль повторял песню. (Звучит песня). С 15 октября она ежедневно звучала по всесоюзному радио и не случайно становится своеобразным гимном защиты Отечества.

Великая Отечественная война унесла более двадцати миллионов жизней, принесла нашему народу невиданные муки и страдания. Но она явила миру такие примеры мужества и массового героизма, каких немного найдется в истории человечества. И мы не вправе забыть подвиг героев.

Ещё гремели залпы войны, ещё чернели на полях нашей Родины обгорелые громады фашистских танков, и разрушенные города смотрели на мир черными полупустыми глазницами окон, а благодарный народ, народ-победитель уже закладывал первые камни в основания монументов славы, монументов в память погибших и в честь живых.

3.2.  «Память истории. На Курской дуге», автор Буланов Н. М. /см.слайд 3 /

На картине Николая Буланова мы видим скромный памятник, который был поставлен саперами еще в 1943 году на месте великой битвы на небольшой высотке. Пришедшие на этот пятачок, закаленные в боях воины – саперы были поражены увиденным. На высотке, изрытом воронками от разрывов снарядов, навсегда застыли искореженные и обгоревшие остатки 19 танков, которые не прошли здесь Их уничтожили  советские бойцы героической батареи противотанковых орудий. Герои сражались насмерть. Саперы поставили  этот скромный обелиск под пятиконечной звездой и водрузили на его постамент грозное противотанковое орудие.

Никто не забыт, ничто не забыто…

 

( фон – звучит «Седьмая симфония» Д.Шостаковича)

3.3. Начало войны. Враг с разрушительной силой продвигается на восток, а на границе с Польшей упорно стоит и яростно борются защитники Брестской крепости (слайд 4 – «Защитники Брестской крепости», автор П.А.Кривоногов) С первого часа войны на крепость обрушились тысячи бомб и снарядов. Ничто не смогло сломить несгибаемую волю и мужество бессмертного гарнизона: ни голод, ни жажда,  ни большие потери. Враг рассчитывал взять крепость за несколько часов, но героическая оборона крепости продолжалась около месяца. Гарнизон крепости  вместе с пограничниками стояли не на жизнь, а насмерть. Крепость не пала, она истекла кровью и показала всему миру величайшую стойкость и мужество советского солдата. Это был легендарный подвиг сынов народа, безгранично любивших свою Родину и отдавших за нее жизнь. За этот подвиг Брестской крепости было присвоено почетное звание «Крепость – Герой».

Мемориальный ансамбль Брестской крепости (творческая группа во главе скульптора А. Кибальникова)  (слайды 5-11 )

Одним из наиболее значительных памятников-ансамблей стал монумент в честь героических защитников Брестской крепости на берегу реки Буг.

Панораму мемориала открывает величественная арка «Звезда» (слайд 6). Среди полуразрушенных бастионов легендарной твердыни встали гордый обелиск «Штык» и две скульптуры «Жажда» и «Мужество» (слайды 9-11). В их   образах воплощены несгибаемое мужество и сила защитников Родины.

–         Каким образом, какие художественные средства применяют авторы чтобы показать эту силу и мужество героев, ощутить жестокую ярость битвы, кипевшей на этой земле?

Примерные ответы ребят:

–         «Мужество». Воин как бы вырастает из руин – развалин крепости. С ненавистью, насупив брови, он сейчас встанет и из последних сил кинется в бой  на врага.

Историки не любят легенд, но экскурсоводы мемориала вам расскажут о неизвестном защитнике, которого немцам удалось взять только на десятом месяце войны. Почти год сражался этот человек. Год боев в неизвестности, без соседей слева и справа, без приказов и писем из дома. Время не донесло ни его имени, ни звания, но мы знаем, что это был русский солдат.

Отрывок из повести Б Васильева «В списках не значился» (см. прил). Откуда это мужество, поразившее даже врагов? Где его истоки?

На старой, милой нам Земле

Есть много мужества. Оно

Не в холе, воле и тепле,

Не в колыбели рождено…

 Есть в наших людях черта: в трудные минуты жизни, в тяжелую годину легко отрешаться от всего привычного, чем жил изо дня в день. Был просто человек, а потребовалось от него быть героем – он им становился.

–         «Жажда». Солдат с каской в руке упорно ползет за водой, зная. как она нужна в крепости  раненным,  детям. Он упрямо смотрит вперед, тянется к воде. А она совсем рядом…

Рассказ С.П. Алексеева «Брестская крепость» (см. прил.)

 

Авторы проекта (творческая группа во главе скульптора А. Кибальникова)  умело включили новые сооружения в архитектурный ансамбль старой крепости, создав целостную в своей художественной завершенности пространственную композицию. Большое значение в усилении идейного и эмоционального воздействия монумента играют цвет, свет, звук. Пешеходные дорожки, покрытые красным асфальтом, кроваво-красные кирпичные стены бастионов, красная подсветка вечером и …мирная зелень среди развалин. Эта цветовая гамма позволяет с еще большей остротой понять трагедию войны, ощутить жестокую ярость битвы, кипевшую на этой земле. Величественная и грозная мелодия героической песни-гимна времен Великой Отечественной войны «Вставай, страна огромная», звучащая на фоне отдаленных взрывов и канонады, органически вплетается в образ монумента, сообщая ему особую полноту выражения

 

3.4 Выдающимся сооружением, созданным группой художников под руководством Е.Вучетича и Я.Белопольского стал Мемориальный ансамбль-памятник в честь героев Сталинградской битвы (слайды 12-18).

Фон – песня «На Мамаевом кургане»

Памятник сооружен в 1967 году в Волгограде в память о самом крупном сражении минувшей войны, в сражении, в котором советский народ, солдат проявил невиданную стойкость и самоотверженность и, разгромив фашистские армии, повернул ход войны. Двести дней и ночей длилась Сталинградская битва, из них 140 за главную высоту – Мамаев курган. Сооружен  памятник на месте кровопролитных боёв на кургане.

Мемориальные комплексы часто возводят на холме или на высоком берегу реки. Это способствует хорошему обзору данного мемориала со всех сторон, издали и при приближении к нему. Он постоянно притягивает к себе внимание и часто является главным ориентиром местности. Большое значение имеет то, как художественно организовано пространство и пути в виде дорог и лестничных маршей, которые ведут к центру композиции

Коллектив, создававший «Мамаев курган», поставил перед собой задачу воспроизвести атмосферу Сталинградской битвы  исключительно средствами изобразительного искусства с ведением фонограмм и музыкальных записей. В ансамбле-памятнике связаны элементы архитектуры, скульптуры, живописи, графики и музыки.

От основания кургана до вершины идут широкие лестницы к площади, по сторонам – руины, на которых высечены рельефы и надписи (слайд 12). Эти стены – руины, как документ, воскрешающий события великой битвы.

У входа, перед лестницей, расположена скульптурная группа, изображающая людей, идущих со склоненными знаменами отдать почести тем, кто в тяжелые для Родины дни с честью выдержал испытания. Поднимаясь по тысяче ступеней, шаг за шагом, к вершине кургана, можно ощутить глубинную связь со своим народом, с Родиной. В середине ансамбля в центре площади стоит скульптурная композиция «Стоять насмерть» (слайд 13). На переднем плане – солдат-воин-защитник с гранатой в одной руке и автоматом в другой.

– Ребята, почему так названа композиция? Каким художник показывает образ воина, какие художественные средства применяет для эмоционального воздействия зрителя?

– Его строгий взгляд, насупленные брови, могучие плечи, его решительная поза говорят о том, что он будет стоять насмерть, не пропустит врага. Назад пути нет. Там – Родина, мать, дети, родной дом.

Стихотворение А. Суркова «Защитник Сталинграда» (см. прил.)

По дороге вдоль тополей можно подойти и склонить голову перед несгибаемым воином далее подняться на площадь Героев. На большой площади Героев – пять высоких  скульптурных композиций, темой которых являются подвиги солдат (слайды 14,15). Площадь сформирована этими скульптурными группами и черной каменной лентой, расположенными по обе стороны большого искусственного водоёма. Далее площадь Скорби. Здесь останавливаемся перед «Скорбящей матерью» (слайд 16), символом всех матерей, потерявших детей.

– Вглядитесь в лицо матери, её позу. Как художник показывает скорбь, горе матери?

Вершину кургана венчает  фигура Родины – матери, стремительной, готовой защитить, повести в бой (слайды 17,18 – «Родина-мать зовет»). Гигантская фигура матери-Родины (52 метра) с мечом в руках, призывающая своих сыновей и дочерей на защиту родной земли. Бурные складки одежды обвивают её мощное тело, энергичный поворот корпуса и головы, взмах рук – всё это придает её образу особую выразительность.

–         Ребята, посмотрите, как построена композиция ансамбля. Главные фигуры ансамбля, что они символизируют? Сравните две фигуры женщин.

Внизу – фигура несгибаемого воина – это борьба, сражение, непокорность, сила  и защита. Мать скорбящая – это невосполнимая утрата, горе.  Родина – мать – это уверенность, вера в победу.

Все это сложное единство многофигурных композиций, здания, рельефных стен, каскадов лестниц, зеркальной глади водоема, пирамидальных тополей, плакучих ив и трех главных фигур составляет единый ансамбль, который ведет зрителя от состояния горечи потери, сопереживания скорби матери к победному порыву женщины с мечом.

3.5. Одним из масштабных монументов является Монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы (скульптор М. Аникушин, архитекторы С. Сперанский и В. Каменский), (слайд 19-22).

Звучит Ленинградская симфония Д.Шостаковича /фрагмент/

Этот мемориал воздвигнут в честь боевого и трудового подвига ленинградцев в годы войны. Помнит Ленинград тех, кто погиб в дни блокады, кто стойко его защищал. Об их подвиге поставлено много фильмов, написано много книг и стихов.

–         Ребята, а вы знаете что такое блокада? Что вы знаете о легендарном подвиге Ленинграда?

–         Ребята, посмотрим, какие символы используют авторы в Монументе.

–         В центре мемориала- 48-метровая стела из красного гранита. Стела  символизирует луч света, прорвавшийся сквозь тучи.

–         У основания стелы – семиметровая двухфигурная композиция «Победители»: солдат и рабочий, символ связи армии и народа.

–         С обоих сторон стелы – две скульптурные группы «Солдаты»и «Оборонные работы»(слайды).

–         От скульптурной группы ступени ведут вниз, в круглый зал, верхнюю часть, которого по периметру обрамляет разорванное кольцо. Почему кольцо? (Ленинград был в блокадном кольце  900 дней и ночей, разорванное кольцо – это прорыв блокады)

В центре зала, под открытым небом – скульптурная группа «Блокада» (скульптор М. Аникушин). Памятник был открыт к 30 – летию Победы.

Вся композиция мемориала компактная, развивается по вертикали, значительно углубляясь в грунт. Ведущую роль в ансамбле играет скульптура.

 

3.6. Не только ярость битвы и радость победы увековечил народ в граните и бронзе.

«Мать», автор Г.Иокубанис» (слайды23,24)

«Была деревня, и деревни нет.

Её сожгли живьем, со всеми,

Кто должен жить, кто должен умереть,

И с теми, кто на свет родиться должен…»

Впечатляюще выразителен образ скорбящей матери в мемориальном ансамбле, сооруженном на месте сожженной фашистами литовской деревни Пирчипюс со 119 жителями, среди них 69 детей

Ясным силуэтом на фоне пейзажа читается фигура одинокой женщины. Скульптор поставил её таким образом, что прежде всего уже издали, при подходе к памятнику мы воспринимаем её трагическое, безысходное одиночество. К ней ведёт дорога, а далеко за ней – каменная тропа. Она осталась одна…

– Как автор показывает трагическое одиночество, скорбь, горе?

Каменное изваяние –  фигура, сложенная из крупных блоков камня. Швы между ними скульптор не скрывает, а наоборот подчеркивает, подчеркивает и шероховатую поверхность камня, чтобы глубже показать скорбь, горе, ненависть, протест. В памятнике все продумано: материал – вечный, как сама идея памятника; жест – не желающего вырваться наружу горю; лицо –  характерные литовские черты.

Мать Литва, её горе, её сила – показаны в памятнике.

«Волосы её

Ласкать и гладить пламя принялось,

Потом одежду мягкую, льняную

Бесшумно сняло,

Но её,

Но самое её сожрать не в силах

Не в силах было,

Потому что Мать

В тот миг была уже Литвою,

Сожженной столько раз – и не сожженной,

Растрелянной – и все таки живой….

Г.Иокубанис «Кровь и пепел»

 

«…Была деревня и деревни нет.

Неправда!

Есть деревня эта.

Есть!

Она горит и по сей день,

 Сегодня, -

И будет до тех пор гореть, пока

Те, кто поджег деревню эту, живы

Гори, о сердце! Ты должно гореть,

Чтоб не сжигали никогда людей.»

 

3.7.  Песня «Хатынь» (музыка И.Лученка)

Той же теме трагедии и печали посвящен мемориальный комплекс «Колокола Хатыни» на месте белорусской деревни Хатынь (слайды 25-30). Хатынь – символ безмерных испытаний белорусского народа. Деревня  22 марта 1943 года была сожжена с 149 жителями, среди которых было 76 детей.

На территории Белоруссии были сожжены 136 деревень вместе с жителями. Жутким страданиям земли Белоруссии посвящен памятник. Всех входящих встречают слова на бетонной стене:

 «Люди добрые, помните: любили мы жизнь, Родину нашу,

и вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне.

Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль

обернутся в мужество ваше и силу,

Чтобы смогли вы утвердить мир и покой на земле».

Всех скорбящих встречает бронзовая фигура старика с мертвым ребенком на руках и гул колоколов (единственный житель, оставшийся в живых).

Краткое содержание рассказа «Я из огненной деревни…»Алеся Адамовича (см. приложение).

Старик держит мальчика как будто над всей землей. Такое каменное и такое мягкое тело  мертвого мальчика.  Глаза старика черной бездною свидетельствуют, что здесь произошло — в Хатыни. И спрашивают у всего мира: так что же здесь было, неужели это, правда, люди, то, что с нами было, что с нами делали?

Пространство мемориального комплекса организовано на основе множества одинаковых элементов. На месте 26 хат, сожженных фашистами, стоят печные трубы-обелиски, увенчанные бронзовыми колоколами. Плывет над Хатынью колокольный звон. Колокола гудят печально и сурово. На каждом обелиске – доска с именами погибших жителей этого дома. Далее бетонная дорога ведёт к 136 намогильным урнам, к стене с названиями восстановленных деревень – их 296. Суровые формы ансамбля органично вписались в пейзаж.

Стихотворение «Печные трубы», автор В. Семенов (см. прил.)

«Места нет пощаде», Ю.Друнина

3.8.         Лагеря смерти.  Бухенвальд, Освенцим, Саласпилс…

Сколько людей погибло в лагерях смерти от голода, пыток, сожжены заживо

 Звучит «Бухенвальдский набат»,  муз. В.Мурадели (слайд «Памятник жертвам Бухенвальда»)

Свое название песня получила от памятника, установленного в том месте, где находится лагерь смерти «Бухенвальд». Острый пунктирный ритм, короткие окончания фраз. Разрастание мелодии от слов: «Это возродилась и окрепла…» Долгие звуки в конце фраз.

Поэт Долматовский: «Наверно, это самая суровая, самая драматическая песня из песен, созданных после Великой Отечественной войны».

Каждым своим словом, каждым звуком она восстает против великого зла войны, вспоминает о миллионах людей, в т.ч. и детях, мучительной смертью погибших в фашистских лагерях смерти.

Эта песня не только память о войне, но и призыв к миру.

А сейчас, давайте послушаем другую песню, посвященную той же теме, но как она звучит трагично, горько… как будто плач всего литовского народа.

Звучит песня «Саласпилс». Слайды 31-33.

Трагические образы страдания и борьбы, мужества и воли воплощены в гигантских фигурах – символах Мемориального ансамбля Памяти жертв фашистского террора в Саласпилсе (авторы: А Буковский, О. Скарайнис, Я. Заринь – скульпторы; И.Стаутеманис, О.Закаменный – архитекторы),(слайды ).

Этот комплекс находится на месте концентрационного лагеря смерти. Подходя к лагерю, видишь огромную стену с надписью: «За этой стеной стонет земля…». Стена как бы приподнята и сквозь эту узкую щель попадаешь на площадь лагеря. Отступая, фашисты хотели уничтожить следы злодеяний. Авторы ансамбля не восстанавливали того, что уничтожено, они постарались сохранить и подчеркнуть то подлинное, что осталось и усилить его воздействие формами искусства. Почти всю территорию лагеря охватывает бетонная дорога в виде петли. Эта дорога была построена когда-то узниками и называется сейчас «Дорогой страданий». Дорога огибает четыре гигантские скульптурные композиции: «Несломленный», «Униженная», «Мать» и группа:  «Протест», «Клятва», «Солидарность», – тема борьбы, тема сопротивления. Здесь нет главного монумента, как центра мемориала.  Тем самым утверждается равнозначность  всех элементов мемориала, равная память всем погибшим здесь узникам. Бетонные изваяния содержательно дополняют друг друга, они как бы повествуют о разных сторонах жизни заключенных, об их разных состояниях – об унижении и гордости, физической обессиленности и силе воли к победе, о разобщенности и коллективизме, о взаимоподдержке и самопожертвовании. Статуи лишены каких–либо национальных черт, чтобы подчеркнуть символичность, «всечеловечность» этих образов, поскольку в лагере находились узники почти 20 национальностей. Скульптуры выполнены в бетоне в грубых, лаконичных, словно рубленых формах, чтобы острее и жестче чувствовалась и осознавалась та трагедия, свидетелями которой были рядом стоящие сосны. В композиции использованы приемы контраста и сопоставления. «Несломненный», как бы поднимающийся усилием не столько мускулов, сколько воли, контрастен со стоящими фигурами группы, хотя образно он связан с ними. Контрастна поникшая фигура «Униженной» по отношению к гордо возвышающейся «Матери», прикрывающей своим телом детей и словно бросающей вызов палачам. Образ матери воплощает силу материнской любви, достоинство и величие. Она в отличие от других скульптур пластически богаче  и требует кругового обзора.

Когда дорога поворачивает назад, в отдалении видна стела с рисунком, на котором изображены солнце, домик, человечик. Перед ней – колючая металлическая решетка… Здесь был детский барак. На месте расстрелов, – бетонная стена с отверстиями, в виде следов от пуль. Над территорией лагеря постоянно  доносится мерный, тревожащий душу звук метронома. Звук ударов человеческого сердца. Теперь как бы сама земля отбивает ритм десятков тысяч сердец, которые перестали биться в этом лагере.

Стихотворение В.Пахомова «Сон» (см. прил.)

В мемориальных ансамблях Перчипюса, Хатыни, Саласпилса авторы не показывают казнь, пожар, а лишь говорят о том, что здесь погибали люди, по этой дороге шли обреченные, в этих хатах жили  простые мирные люди. Здесь основное эмоциональное воздействие на зрителя оказывает сама земля – свидетельница происшедших здесь трагедий. То есть авторы обращаются не к воздействию изображения, а к силе нашей мысли, нашего воображения.

 

3.9. Монумент советским воинам – победителям в Берлине. «Воин-освободитель» (скульптор Е.Вучетич, архитектор Я.Белопольский) (слайды34-35).  Звучит песня «День Победы»»

Народ выстоял, победил фашизм в этой страшной войне. И поднимались, создавались монументы, памятники воинам-освободителям. Всемирную славу приобрел Монумент оветским воинам-победителям в столице Германии Берлине в Трептов-парке.  Для расположения памятника авторами опять же используется курган как исконно русская национальная форма братских захоронений. Все пространство разделено на три комплека, которые взаимосвязаны и подчинены единому идейному и тематическому замыслу. Монументальное сооружение отражает идею увековечивания светлой памяти павших советских воинов и величие интернациональной освободительной миссии Советской Армии, во имя чего эти воины отдали свои жизни. Первый комплекс составляют две полукруглые площади, аллеи, ведущие к скульптуре «Матери-Родины». Второй комплекс это – площадь, на которой стоит монумент «Матери-Родине, аллея, ведущая к главному входу, образованному двумя огромными приспущенными знаменами и фигурами коленопреклоненных воинов перед ними. Далее братские могилы, саркофаги и главный монумент – центральная фигура на вершине зеленого кургана – «Воин-освободитель». Прообразом воина послужил советский солдат Трифон Лукьянович из Минска. Потерявший во время войны свою семью, он, не раздумывая, бросился спасать маленькую немецкую девочку, плачущую возле убитой матери прямо на передовой. Солдаты  следили, как он полз по асфальту, прижимая к себе ребенка. Вот он привстал, чтоб передать через ограду девочку, и грянул выстрел. Воин погиб, а девочку передали берлинским жителям. Аналогичный подвиг совершил гвардии сержант Николай Масалов.

В этом образе показана добрая сила советского солдата, величие его духа, его глубокий гуманизм, самоотверженность. Мечом он попирает поверженный символ фашизма – свастику, а другой рукой прижимает к груди спасенного ребенка. Меч – символ мощи Советской армии. Спасенная девочка олицетворяет освобождение человечества от фашизма. Эта скульптура ярко выражает гуманные идеи, звавшие на подвиг советского солдата. Победа во имя мира – мир для счастливого будущего людей.

Во всем ансамбле над чувством высокой скорби доминирует романтическое  взволнованное чувство торжества жизни, устремленного в будущее человечества, спасенного Советской Армией.

3.10. Москва по праву считается столицей Победы. В Москве сооружены всемирно известные мемориалы Победы  – «Могила Неизвестного Солдата» (скульптор Н.В.Томский, архитекторы Д.И.Бурдин, В,А.Климов и др.)(слайд 48), Мемориальный комплекс на Поклонной горе с Центральным музеем Великой Отечественной войны, памятники выдающимся военачальникам (слайды36-37).

 

3.11. Памятники, которые живут среди нас.

Памятник Воинской Славы в г. Сыктывкаре, авторы Ю. Борисов и

В. Мамченко (слайд38).

Стихотворение С. Попова «С берега Эжвы, в тоске изнывая…»

(см. прил.)

Это торжественно-патетическая композиция, объединяющая три скорбные женские фигуры, символизирующие три поколения: мать, жену, дочь солдата, не вернувшегося с войны. В честь его памяти возлагают они у Вечного огня гирлянду из хвои кедра.

 

3.12. Мы с вами сегодня рассмотрели крупные мемориальные ансамбли-комплексы, но сколько среди нас живут множество отдельных скульптур, посвященных героическим  подвигам  советских людей.

 Не остались равнодушными к подвигу и мученической смерти  московской комсомолки Зои Космодемьянской художники и поэты.

М.Манизер «Зоя» (слайд39-40).

Матвей Манизер одним из первых откликнулся на трагическую гибель Зои, запечатлев её образ в скульптуре. Скульптор создает возвышенный образ героини. Композиция памятника повторяет известную античную скульптуру, изображающую  богиню Древней Греции Артемиду – воинственную и прекрасную. Сам образ Зои Космодемьянской  передан художником глубоко и верно. Зритель видит перед собой юную стройную русскую девушку, с коротко остриженными волосами, в ватной стеганке, с винтовкой за плечами. Она идет легко, прямо, уверенным, твердым шагом. Крепко и решительно сжаты руки, сдвинуты брови, гордо сдвинута красивая голова. Чувствуется внутренняя собранность, уверенность. Её лицо, повернутое влево, полно глубокой думы. Оно привлекает зрителя: словно уходя на фронт, навстречу смертельной опасности, девушка оглянулась на военную Москву, и все что она увидела, придало ей больше решимости и отваги. Это взгляд человека, решившего сейчас для себя все самое важное в жизни. Возвышенность подвига раскрыта скульптором реалистическими средствами: изображение жизненно, портретно и просто.

Этот же образ увековечен и другими авторами: «Таня», «Непокоренная» (слайды 41).

 

3.13. Хочу открыть для вас еще одно новое имя – Вадим Сидур, к скульптурам которого невозможно остаться  равнодушным. Художник – воин. Воин, убитый на войне и … воскресший. Воскресший для того, чтобы создать то, что мы с вами видим. Посмотрим его работы (слайды 42-45), которые все говорят без слов: «Бабий яр», «Памятник погибшим от насилия», «Памятник погибшим от бомб», «Раненый», «Памятник погибшим без погребения» (слайды). Его творчество – трагическое чувство за жизнь человека перед роковым нарастанием зла, перед озверением человека, перед превращением человека в машину.

Давно засыпаны и перепаханы окопы и траншеи, на местах развалин и пепелищ выросли новые города и сёла. Но в этом прекрасном солнечном мире, на этой щедрой земле нас встречают монументы войны как суровое напоминание о прошедших испытаниях, как гордость за подвиг народа, в долгой и тяжелой борьбе отстоявшего своё право на жизнь, на мирный труд (слайды)

Огонь и смерть на нас обрушив,

Война на совесть постаралась.

Она вошла не только в души,

Не только в памяти осталась.

Сквозную даль преображая,

Неуловимая для взора,

Она во всем, что окружает,

она – в дыхании простора.

Холмы, продрогшие на страже,

Стоят под небом низким – низким.

И от российского пейзажа

Неотделимы обелиски.

Трава струится полевая.

Гудят пути и перелески.

И, чередуясь, проплывают

То обелиски, то березки…

Ребята, мы с вами «побывали» на местах трагических событий и героических подвигов, увидели скульптурные памятники в память погибших, в честь живых, прослушали музыку, песни.

Какие ваши впечатления? Какие произведения искусств вам особенно запомнились? Кто хочет высказаться?

 

  1. 4.     Установка на практическую часть. Практическая работа.

Задание: Создание проекта памятника героям

1 вариант – Макет памятника (конструирование из  бумаги)

2 вариант – Эскиз памятника (лепка из  пластилина)

Работа коллективная (групповая)

– Сейчас в своей практической работе мы сами будем создавать из бумаги  проект памятника – мемориала героям. Проект будем делать творческими группами. В каждой группе выбираем главного художника. Вначале вы создаете эскиз проекта в карандаше, затем выбираете лучший, обсудите, какие могут быть изменения, дополнения. Приступая конкретно к самому макету памятника, каждая творческая группа должна прежде создать макет пространства для возведения мемориала.

 

1 вариантМакет памятника в технике бумажной пластики (конструирование из  бумаги).Слайды 46-48.

Этапы  практической работы:

1.Эскиз будущей работы (на пол-листа формата А4)

/план пространственной композиции: план расположения дорожек, деревьев и кустов, выбор места для памятника, эскиз центральной фигуры композиции/

Просмотр удачно выполненных детских работ прошлого года, профессиональные работы архитекторов

2. Показ выполнения отдельных элементов, конструкций макета способом скручивания, сгибания, складывания и т.д.

3. Распределение обязанностей между членами группы, выбор главного архитектора.

4. Изготовление макета. Конструирование главного обелиска, памятника

центра композиции. Постройка второстепенных элементов.

Повторение приемов преобразования бумажных поверхностей

Какие приемы известны ребятам?

–         Техника сминания.

–         Техника скручивания.

–         Техника обрывной и разрезной аппликации.

–         Техника тиснения.

–         Выполнение изделий из бумажных полосок.

–         Техника прямого и кривого складывания.

Способы соединения деталей при работе с бумагой:

–         Склеивание внахлест.

–         Склеивание в торец.

–         Наружное соединение в замок.

–         Плоское и объемное плетение.

Приемы работы по макетированию местности

1 вариант: Изготовление макета местности из бумаги путем сгибания и скручивания (см. таблицу в приложении). Для изготовления разнообразных сооружений, дорог, лестничных маршей, растительности учащиеся используют бумажные полоски, которые сгибаются и складываются.

 

2 вариант Эскиз памятника (лепка из  пластилина)

Технология работы скульптора над скульптурой:

–         Замысел.

–         Эскиз в карандаше.

–         Этюд в пластилине, глине.

–         Гипсовая модель.

–         Работа в материале (камень, металл, цемент, дерево.)

Ребята выполняют эскиз памятника в пластилине, предварительно выполнив эскизы, наброски в карандаше. Можно воспользоваться каркасом из проволоки.

Приемы работы по макетированию местности

2 вариант:

1.     Изготовление холма, скалы

Холм, скала, выбранной формы, выполняется из пластилина. Оборвать и скомкать газету. Скалу покрыть обрывками газет, сверху покрыть клеем. Порвать среднезернистую шкурку на большие куски. Оклеить скалу поверх газет. Окрасить скалу в зеленый цвет, добавив кое-где коричневые пятна. Приклеить растительность, кусты и камешки в разных местах;

2. Изготовление растительности: Растительность, кустарники изготавливаются из губки с клеем, трава из зеленого пластилина. побитого расческой или зубной щеткой. Деревья – из веточек, заклеенных смесью губок.  Дорожки посыпать сухим чаем.

  1. 5.     Выставка работ. Итоги урока.

Отметить лучшие работы, выявить лучшую пространственную композицию или наиболее эмоционально выразительный проект.

Литература:

  1. Алексеев С.П. Книга для чтения по истории нашей Родины. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Алигер М.И. Зоя. Поэма. – М.: Советская литература, 1971.
  3. Воронов Н.В. Люди, события, памятники.- М.: Просвещение, 1984.
  4. Мярцинкявичюс Ю. Кровь и пепел: Героическая поэма. – М.: Дет. лит.,1987.
  5. Ради жизни твоей: Стихи и рассказы о Великой Отечественной войне./ Сост. В. Близенкова. – М.: Детская литература, 1986.
  1. Яхонт О.В. Советская скульптура – М.:Просвещение,1973.
  2. Смирнов С. С. Брестская крепость – М,: Советская Россия, 1990.

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

1. Отрывок из повести Б. Васильева «В списках не значился»

«У входа в подвал стоял неверо­ятно худой, не имевший возраста человек. Длинные седые волосы касались плеч. Он стоял, строго выпрямившись, высоко вски­нув голову, и, не отрываясь, смотрел на солнце ослепшими глазами, из которых те­кли слёзы. Молчали солдаты и офицеры, молчал генерал, молчали бросившие рабо­ту женщины. — Назовите ваше звание и фамилию.

– Я русский солдат. Что, генерал, те­перь вы знаете, сколько шагов в русской версте?

Это были последние его слова. Он молча пошёл к машине. Он шёл строго и прямо, ни­чего не видя, но точно ориентируясь по звуку работавшего мотора. И все стояли на своих местах, и он шёл один, с трудом переставляя распухшие, обмороженные ноги.

И вдруг немецкий лейтенант звонко и на­пряжённо, как на параде, выкрикнул коман­ду, и солдаты, щёлкнув каблуками, чётко вскинули оружие “на караул”. И немецкий лейтенант, чуть помедлив, поднёс руку к фу­ражке,

А он, качаясь, медленно шёл сквозь строй врагов, отдававших ему сейчас выс­шие воинские почести. Он был выше всех мыслимых почестей…

Страшно закричали бабы. Одна за дру­гой они падали на колени в холодную ап­рельскую грязь. Рыдая, протягивали руки и кланялись до земли ему, последнему защит­нику так и не покорившейся крепости.

А он шёл, гордо и упрямо, как жил, и упал только тогда, когда дошёл. Возле машины.

Он упал на спину, навзничь, широко рас­кинув руки, подставив солнцу невидящие, широко открытые глаза. Упал свободным и после жизни, смертию смерть поправ».

 

 

 

Алексей Сурков «Защитник Сталинграда»

В зное заводы, дома, вокзал.

Пыль на крутом берегу.

Голос отчизны ему сказал:

– Город не сдай врагу. –

Верный присяге русский солдат,

Он защищал Сталинград.

 

Гулко катился в кровавой мгле

Сотой атаки вал.

Злой и упрямый, по грудь в земле,

Насмерть солдат стоял.

Знал он, что нет дороги назад –

Он защищал Сталинград.

 

Сто пикировщиков выли над ним

В небе, как огненный змей,

Он не покинул окопа, храним

Верностью русской своей.

Меж обгорелых черных громад

Он защищал Сталинград.

 

Танк на  него надвигался, рыча,

Мукой и смертью грозил.

Он, затаившись в канаве, сплеча

Танки гранатой разил.

Пулю – за пулю. Снаряд – за снаряд.

Он защищал Сталинград.

 

Смерть подступала к нему в упор.

Сталью хлестала тьма.

Артиллерист, пехотинец, сапер –

Он не сошел с ума.

Что ему пламя геенны, ад?..

Он защищал Сталинград.

 

Просто солдат, лейтенант, генерал –

Рос он в страде боевой.

Там, где в огне умирает металл,

Он проходил живой.

Сто изнурительных дней подряд

Он защищал Сталинград.

 

Время придет-

Рассеется дым,

Смолкнет военный гром.

Шапку снимая при встрече с ним,

Скажет народ о нем

– Это железный русский солдат,

Он защищал Сталинград.

В.Семёнов   «Печные трубы»

Я шёл

По белорусским тем просёлкам:

Селения,

Спаленные дотла,

Скворечник –

Даже он снесён осколком,

Повсюду –

Только пепел и зола.

Ни светлых стен,

Ни крыши,

Ни крылечка.

Лишь головни –

и больше ничего!

Но неизменно

Выживала печка –

Смотрело скорбно

чёрное чело.

Она была

Душой крестьянской хаты:

Дымок выпархивал

В начале дня,

Как первый вздох,

из труб

И желтоваты,

Выплясывали

Языки огня.

Война свалила у оконца грушу,

Спалила дом,

Земля черным-черна,

И только печь –

Избы живую душу –

Была не в силах умертвить

Война.

 

 

Виктор Пахомов «Сон»

 

Дымятся трубы. Крематорий.

Освенцим. Я, уже развеян,

Лечу на Родину, которой

Я и такой, сожженный, верен.

 

Граница. Родина. Смоленщина.

Ветряк. Речушка. Перевоз.

Седая сгорбленная женщина,

Полуослепшая от слез.

 

Ее морщины словно шрамы.

Глаза с извечною мольбой.

Кричу, кричу ей:  «Здравствуй, мама!

Я снова дома, я с тобой.

 

Вновь буду жить под отчей крышей

И никуда не пропадать…»

А мать меня совсем не слышит,

Меня не замечает мать.

 

Стоит, качается былинкой,

Концы платка прижав к плечу,

 А я над нею пепелинкой

Летаю и кричу, кричу…

 

 

С.Попов С берега Эжвы, в тоске изнывая

 

С берега Эжвы, в тоске изнывая,

Родина-мать с пьедестала глядит,

С фронта солдат – сыновей ожидая.

Боль материнскую камень хранит.

 

Тысячи тысяч в сраженьях скосило,

Дымом весь воздух пропах,

Каплями крови на братских могилах

Рдеют цветы на венках.

 

Нет, не для славы, красивой и громкой,

В жарких боях полегли, –

Пали за чистое небо потомков,

Честь и свободу земли.

 

Мать, ты на запад смотреть не устала,

Будешь веками стоять.

Боль не избыть, не сойти с пьедестала;

Всех не вернувшихся ждать.

 

 

Алесь Адамович, Янка Брыль, Владимир Колесник

Я из огненной деревни…

Старик держит мальчика как будто над всей землей. Такое каменное и такое мягкое тело  мертвого мальчика.  Глаза старика черной бездною свидетельствуют, что здесь произошло — в Хатыни. И спрашивают у всего мира: так что же здесь было, неужели это, правда, люди, то, что с нами было, что с нами делали?

«…И меня повели в тот хлев… Дочка, и сын, и жена уже там. И людей столько. Я говорю дочке:

– Почему вы не оделись?

– Дак сорвали с нас одежу,— говорит дочка.

Ну, пригонят в хлев и закроют, пригонят и закроют. Столько людей  нагнали,   что и  не  продохнуть уже,  руку не подымешь. Люди кричат, дети эти: известно, столько людей и страх такой. Сено  там  было,  солома,  кормили  еще,  держали  коров.   Сверху и  подожгли.   Подожгли   сверху,   горит  стреха,   огонь   на  людей сыплется,  сено,  солома  загорелись,   задыхаются  эти  люди,   так сжали,   что  и  дышать  уже  нечем.   Нечем дохнуть.  Я   сыну говорю:

Упирайся в стену, ногами и руками упирайся… А тут двери раскрылись. Раскрылись, а люди не выходят. Что такое? А там стреляют, стреляют там, говорят. Но крик такой, что стрельбы той, что стуку того и не слыхать. Известно же, горят люди, огонь на головы, да дети — такой крик, что… Я сыну говорю:

–  По головам, по головам надо!

Подсадил его. А сам понизу, между ног. А на меня убитые и завалились. Навалились на меня убитые те, и не продохнуть. Но я двигал плечами — тогда я здоровее еще был,— стал ползти. Только до порога дополз, а стреха и обвалилась, огонь — на всех… А сын выскочил тоже, только голову ему немного осмалило, волосы обгорели. Отбежал метров пять — его и уложили… На нем люди убитые — из пулемета всех…

–          Вставай, говорю, они уехали, уехали уже! Стал его вытаскивать, а у него и кишки уже… Спросил еще только, жива ли мама…

Не дай бог никому, кто на земле живет, чтоб видели и слышали горе такое…»

Это – из рассказа Иосифа Иосифовича Каминского, жителя бывшей деревни


Post a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>