Тропа

Тропа

Муниципальное  учреждение «Управление образования

               муниципального района «Сысольский»

МОУ  «Средняя общеобразовательная школа» с. Пыёлдино

                                                                                                                                    Утверждаю:

                                                                           Руководитель ОУ: ____________                                                                             (Носкова Л. В.)

                                                                                                                      « ___» ______20____г.

 

 

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Кружок «Тропа»

 

                               Направление: экологическое

                               Вид деятельности: оздоровительная

Возраст школьников: 8-15 лет

Разработчик: Ломанова Т. Л.

 

Пыёлдино

2012


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

«Все великое начинается с малого»

Познавая окружающий мир и вооружившись знаниями об этом мире, ребята учатся анализировать природную среду как сложную, дифференцированную систему, различные компоненты которой находятся в динамическом равновесии, учатся рассматривать биосферу Земли как экологическую нишу человечества. Ценность подобного опыта для ребёнка непреходяща. Научить его сохранять и охранять окружающую среду, научить его чувствовать, сопереживать, воспитывать ответственность за свои поступки – эти вечные задачи человечества не потеряли своей актуальности в наше неспокойное время. Формирование ответственного отношения к природе может рассматриваться не столько как результат экологического образования, сколько как экологического воспитания.

Программа решает проблемы занятости подростков в свободное от учебного процесса время, адаптации в социуме, а так же помогает реализовать познавательный интерес ребят на практике.

Актуальность данной программы заключается в том, что ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу,  через психологический климат в коллективе. Всё это должно способствовать активной деятельности в защиту природы. Программа также способствует оздоровлению детей: часть занятий проводится на воздухе, она лишена статичности, дети находятся в постоянном контакте с природой, что обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень. Программа учитывает желания, интересы, ценностные установки воспитанников, способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как,  самореализация, творческое саморазвитие.

Цель программы: способствовать формированию экологической культуры школьника, основной чертой которой является ответственное отношение к природе, на основе удовлетворения естественного интереса к окружающему  миру.

Задачи:

Обучающие:

  • дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
  • научиться применять на практике знания, полученные в кружке.

Развивающие:

  • развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
  • формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
  • повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
  • развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.

Воспитательные:

  • прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
  • воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
  • воспитывать потребность в общении с природой;
  • способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
  • способствовать укреплению здоровья, посредством общения с природой и проведению  мероприятий на свежем воздухе.

Программа ориентирована на ребят 8-15 лет. В этом возрасте проявляются тенденции развития чувства взрослости, потребность в самостоятельности и стремление к самопознанию и познанию окружающего нас мира. Занятия  второго  года  могут включать обучение по звеньям  или индивидуальные занятия, что связано со спецификой курса.

Личностные  результаты:  использовать знания о географических, экологических явлениях в повседневной жизни, соблюдение норм экологического поведения в быту и окружающей среде.

Метапредметные результаты: формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты: формирование знаний о влиянии природы Земли на жизнь и деятельность людей, путях ее сохранения и рационального использования;  изучение приемов работы с картой, приборами;  воспитание экологической культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первый год обучения

Лес как экосистема                                                                                                                                                                                                             

        Количество часов –35  часов из расчёта 1 час в неделю.

Цель: воспитание экологической культуры учащихся на основе фор­мирования понятия о целостности природных комплексов и активного вовлечения в исследовательскую и природоохранную деятельность.

Задачи:

  • развитие познавательного интереса деятельности;
  • развитие умения познавать процессы, происходящие в природе;
  • развитие умения работать в группе;
  • способствовать развитию коммуникативных способностей;
  • создавать условия для осознанного выбора профессии.

 

Учебно – тематический план первого года обучения

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

экскурсии

1

Организация набора группы. Инструктаж по ТБ

1

-

-

2

В мире природы

1

-

1

3

Экологическая тропа. Этапы

1

2

-

4

Этажи леса

1

2

1

5

Муравейник

1

1

1

6

Чистый воздух. Проблемы экологии.

2

1

-

7

Юный ориентировщик

3

3

-

8

В здоровом теле – здоровый дух

3

3

-

9

В мире животных

1

2

-

10

Ориентирование на местности

2

1

1

Итого: 35

16

15

4

Тема №1. Организация набора группы. Инструктаж по ТБ. В мире природы.

 Тема №2. Экологическая тропа. Этапы экологической тропы.  

Станция 1. - Лес

Практическая работа;

«Нарушения растительного покрова в результате использования леса»

Станция 2 – Этажи леса

Практические работы:

1)  Определение экологических групп растений леса»;

2)  Конкурс кормушек.

 

Станция 3 – Муравейник

Практическая работа:

«Состояние муравейников в лесу»

 

Станция 4 – Чистый воздух

Практическая работа

«Оценка состояния воздушной среды»

 

Станция 5 – Юный ориентировщик

Практическая работа:

«Ориентирование на местности»

 

Станция 6  – В здоровом теле – здоровый дух

Практическая работа.

«Физические упражнения в жизни человека»

 

Станция 7 – В мире животных

Практическая  работа.

«Определение следов животных и продуктов их жизнедеятельности».

 

Ориентирование на местности.

 

По окончании первого года обучения учащийся должен:

  • знать и уметь манипулировать основными экологическими терминами понятиями;
  • знать основные виды загрязнений и загрязняющих веществ;
    • уметь применять на практике полученные знания и умения, а именно: уметь применять изученные методики, делать выводы, выявлять закономерности,  убеждать и отстаивать свою точку зрения.

 

 

 

 

 

 

 

Второй год обучения

Экология

Программа второго года обучения рассчитана на подростков 10-15 лет.

Цель – развитие теоретического мышления за счёт перехода от пассивного усвоения знаний к активным действиям.

Задачи:

Обучающие:

  • стимулировать обучающихся к постоянному пополнению знаний об окружающей нас природе;
  • сформировать представление об экологическом кризисе, современных экологических проблемах;
  • познакомить с проблемой поиска выхода человечества из экологического кризиса.

Развивающие:

  • обеспечить членам кружка возможность самореализации в рамках практики, а также работы в НОУ, кружковой деятельности;
  • развить исследовательские навыки и умения;

вовлечь обучающихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения.

Воспитывающие:

  • воспитать в ребёнке бережное отношение к природе и чувство ответственности за свои поступки.

Учебно-тематический план работы кружка

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

  1. Введение

2

1

1

  1. Основные виды мониторинга

3

2

1

  1. Методы экологических исследований

12

8

4

  1. Экология человека

10

7

3

  1. Экология города

2

2

-

  1. Агроэкология

6

3

3

Итого часов:

35

23

12

 

 

Тема 1. Введение. Организация набора группы. Инструктаж по ТБ.

Объекты окружающей среды. Основные загрязнители среды и их источники. Понятие экологического мониторинга. Способы сбора и изучения информации. Обору­дование для исследований.

Тема 2.Основные виды мониторинга. Уровни мониторинга: биоэкологический, геоэкологический, биосферный.

Тема 3. Методы экологических исследований.

Мониторинг воздуха. Состав и основные загрязнители воздуха своей местности. Сбор информации о состоянии воздуха: лихеноиндикация; определение состояния воздуха по количеству пыли на листьях деревьев.

 Мониторинг воды. Основные загрязнители воды своей местности, их источники. Сбор информации о состоянии водных объектов. Анализ состояния воды органолептическим способом. Снег как индикатор загрязнения окружающей среды.

Мониторинг помещений. Исследование состояния воздуха в помещении. Исследование темпера­турного режима. Исследование светового режима. Определение загрязнения воздуха по количеству пыли на листьях комнатных растений.

         Мониторинг почвы. Состав и основные загрязнители почвы своей местности.

         Тема 4. Экология человека. Здоровый образ жизни. Иммунитет. Мониторинг в быту. Экологическая экспертиза продуктов питания по этикетке: пищевые добавки. Экологичность упаковки. Срок годности. Экологическая экспертиза пищевых продук­тов лабораторным способом.

Тема 5. Экология города. Шумовое загрязнение. Пылевое загрязнение. Зелёные насаждения. Урбоэкология.

Тема 6. Агроэкология. Экологическое земледелие.

 

По окончании второго года обучения учащийся должен:

  • иметь представление об экологических проблемах современного мира и своего населённого пункта;
  • уметь критически оценивать информацию и уметь отстаивать свою позицию;
  • уметь видеть и технологически целесообразно решать реальные экологические проблемы;
  • уметь предвидеть проблемы экологии через организацию многоплановой творческой и экологической деятельности;
  • приобрести необходимые навыки решения проблем в сфере окружающей среды.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

      Алексеев С. В. Экология. СПб: СМИО Пресс, 2001

Ашихмина Т.Я. Экология родного края. Киров, 2001

Естафьев А.А., Королёв А.Н., Тюрнин Б.Н. Охотничье-промысловая фауна   европейского Северо-Востока. Сыктывкар, 2008

Каретова Г. Комнатные растения. М.: «Внешсигма», «Премьера», 2000

Кашинская Е.А. Всё обо всём. М., 1999

Маркин В. А. Я познаю мир. М., 2000

Плешаков А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики. М.: Просвещение, 2012

Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель. М.: Просвещение, 2012

Тайны живой природы М.: Росмэн, 1995г.

 

 

 

 


Post a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>