Программа “Добротолюбие”

«ДОБРОТОЛЮБИЕ»

Программа

элективного курса

для 9 класса

( в объёме 9 часов )

 

Составитель –  Александрова О.В.,

учитель русского языка и литературы

Пыёлдино

 

[note color=”#CDFA85″ ]

 

Пояснительная записка

 

Школе, педагогу, вслед за семьей, родителями, доверено огромной значимости дело – воспитание ребенка. Воспитать – значит восполнить то, что было изначально дано Богом человеку при его рождении, т.е. питать и душу, и плоть, и дух. Содействовать развитию не только физических и душевных сил, но и укреплению духовного начала, при наличии которого человек не может творить зло ни окружающему миру, ни себе, ни другим людям – вот благородная цель воспитания. Духовный человек не завистлив и желает успеха другим, он сочувствует горю ближнего. В сердце духовного человека живет душа Христа – это дух прощения, мира и любви к ближнему. Одним словом, – добротолюбия. Но добру, правильному поведению тоже надо учиться.

Мир, особенно современный, далеко не совершенен. Мы не сможем изменить его в лучшую сторону, не изменив, прежде всего, свой внутренний мир. Порокам и страстям человека учить не надо, часто при отсутствии духовной жизни они возникают сами. Но вот добру, целомудрию, чести, настоящей любви – учиться необходимо. И не только учиться, но и прилагать большие усилия, чтобы они стали частью личности. Содействовать ученику в поиске нравственного и достойного пути в современном  непростом  мире, в поиске человеческих простых истин  призвана настоящая программа элективного курса в 9 классе. Она по сути является логическим продолжением программы факультатива «Наши духовные ценности», апробированного в данном классе в прошедшем учебном году. Но если содержание указанного курса было в основном познавательного, совершенно нового для класса,  характера, дающего представление о Православии, то содержание элективного курса «Добротолюбие» нацелено на дальнейшее ознакомление учащихся с системой норм Православия и содействие учащимся в выборе устойчивой духовно-нравственной жизненной позиции.

Актуальность программы объясняется тем, что содержание её крайне мало представляется в базовых курсах учебных программ. Нравственные категории добра, милосердия, сострадания, любви к ближнему, конечно, рассматриваются в курсах предметов гуманитарного цикла, особенно литературы, но все же не в том объеме и русле, в каком даст возможность программа «Добротолюбие», – в русле Православия, в котором возлагаются надежды на успешное решение проблемы нравственного воспитания.

Данный курс обеспечивается  такими материалами, как учебное пособие «Уроки добротолюбия» издательства «Сатисъ Держава» г.Санкт-Петербург, 2007 г., авторы – кандидаты педагогических наук Т.А.Берсенева и священник Алексий Мороз, член Союза писателей, и учебная программа «Человек и общество», составленная иереем Александром Балыбердиным и апробированная в общеобразовательной школе села Кстинино Кировской области. В качестве вспомогательных материалов является духовная литература, представленная в библиографии, и учебно-наглядные пособия: видеофильмы, репродукции, аудиозаписи, материалы на DVD и CD-носителях. Особую значимость будет иметь «живое слово» духовных лиц – священников – во время паломнических поездок или в записи.

В работе с содержанием элективного курса возможны такие виды деятельности, как чтение духовной литературы, размышление и рассуждение, беседа, обсуждение высказываний Святых Отцов, фильмов нравственного содержания, паломнические поездки, участие в социально-значимых делах, акциях. Итоговой формой изучения курса может быть выполнение тестовых заданий, письменное размышление-рассуждение о смысле жизни. Оценить успехи в изучении данного курса, разумеется, будет нелегко и непросто. Главным критерием результативности программы должны быть  не столько знания, сколько умения, навыки, способности ученика творить добро, неспособность творить недоброе, злое.[/note]

[box title=”Цель программы:”]

содействие формированию жизнеутверждающего мировоззрения, устойчивой нравственной жизненной позиции, стремлению духовно-нравственного совершенствования личности.

[/box]

“Задачи программы”

1. Познакомить с системой нравственных норм Православия.

2. Помочь учащимся в построении отношений с миром, в понимании истинной свободы.

3. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. Пресекать безнравственные проявления в стремлениях и действиях школьников.

 


Тематический план

№ п/п Название разделов, тем курса Кол-во часов Форма, методы обучения. Учебно-педагогическое сопровождение
1. Введение. Цели и задачи курса. Содержание программы.Тема 1. Человек и его предназначение. 1 ч. Беседа, размышления, рассуждения, работа со словарем. Высказывания Святых Отцов, вопросы для обсуждения.
2. Раздел I. В здоровом теле – здоровый дух.Тема 2. Целомудрие человека. 1 Слово учителя. Высказывания Святых Отцов, вопросы для обсуждения.
3. Тема 3. Человек и его ценности. 1 Просмотр отрывка из к/ф «Моисей». Заповеди Божии. Тестовые задания.
4. Тема 4. Вера без дел мертва. 1 Слово учителя.
5. Раздел II. Человек и его …..Тема 5. Человек и его характер. 1 Беседа. Тестовые задания.
6. Тема 6. Человек и круг его общения. Дружба. 1 Беседа, размышления, рассуждения.
7. Тема 7. Человек и его пол. Семья. 1 Беседа, размышления, рассуждения. Высказывания.
8. Итоговые занятия.Семинар-обобщение по теме «Человек и его ……» 1 Семинар. Подготовка и составление рассуждений.
9. Семинар. Составление «Карты внутреннего мира человека» 1 Семинар. КТД.

 

 

Содержание программы «ДОБРОТОЛЮБИЕ»

Введение. Цели и задачи курса. Содержание программы.

Тема 1. Человек и  его предназначение.

Человек как триединая система (тело, душа и дух). Проявления телесных, душевных и духовных сил человека. Страсть как «болезненное состояние человеческих свойств. Приоритет духовного развития личности.

Раздел I. В здоровом теле – здоровый дух.

Тема 2. Целомудрие человека.

Понятие целомудрия. «Целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей».( Преп. Иоанн Лествичник). Свобода человека, его истинный смысл и назначение. Жизнь по совести.

Тема 3. Человек и его ценности.

Что такое хорошо и что такое плохо. Ценности человеческой жизни – ценности духовные: жизнь по заповедям Божьим и по законам своей совести, искоренение дурных привычек и страстей, развитие в себе добродетелей. Жизнь, не согласная с заповедями Божиими. В чем состоит истинное здоровье человека.

Тема 4. Вера без дел мертва.

Труды во славу Божию. Труды на благо Отечества. Человек и его профессия. Труды на пользу ближнего. Духовное чтение. Молитва – беседа с Богом: призыв о помощи, благодарение, укрепление веры и любви. Уклад человеческой жизни.

Раздел II. Человек и его …..

Тема 5. Человек и его характер.

Понятие о воздержании. Воздержание тела. Воздержание души. Хранение ума и чувств от пагубных действий извне. Воспитание характера через послушание. Воспитание характера словом, трудолюбием. Дела духовного милосердия. Учебные и трудовые дела.

Тема 6. Человек и круг его общения. Дружба.

Народная мудрость о дружбе. Четыре вида деятельности друзей: игра, общение, познание, творчество. Цель общения – стремление восполнить себя до целого. Анализ круга общения. Дейл Карнеги о правилах общения. Польза единения. Умение прощать и умение просить прощение.

Тема 7. Человек и его пол. Семья.

Взаимосвязанность тела и души в сфере отношений полов. Недостойные формы полового поведения. Влюбленность. Любовь истинная. Семья как древнейшая форма союза мужчины и женщины. Обретение целостности в семейной жизни. Брак гражданский и брак церковный. Семья как союз ближних. Роль традиций в семейной жизни.

Итоговые занятия. (2 ч.)

Семинар-обобщение  по теме «Человек и его …..»

Попытка самоанализа по результатам проведенных занятий ( подготовка и составление рассуждений).

1. Я – представитель мужского (женского) пола, и поэтому мне присущи качества ………

2. Мне 16 лет, и в этом возрасте я должен (должна) ……..

3. Моё увлечение ……… готовит меня к выбору профессии ………..

4. Я выбираю друзей для …….. Самый близкий друг  …….., потому что ……..

5. По своему характеру я ………… Это выражается  в том, что ……….

6. Вывод о сильных и слабых сторонах моей личности.

Практикум-размышление. Составление «Карты внутреннего мира человека».

Компас добра и зла. Масштаб личности, равный сочетанию добра и зла в человеке. Великая стена гордыни, озеро зависти, болото лени, ловушки соблазнов, лес заблуждений, пожар страстей – на стороне зла. Дверь смирения, ведущая в царство добра. Солнце любви, море друзей, замок счастья, дорога в вечность из камней добрых дел – на стороне добра. Анализ карты. Бекон: Хромой путник может обогнать скакуна на лошади, если знает, куда идти.

Литература для учителя

  1. Берсенева Т.А., священник Алексий Мороз. Уроки добротолюбия.  СПб.: «Сатисъ Держава», 2007.
  2. Брак у всех да будет честен… (О долге и обязанностях православных супругов). Сборник статей о целомудрии и браке. – М.: Образ, 2005.
  3. Воскресная газета «Покров» с 2006 года.
  4. Домострой. Юности честное зерцало. – М.: Изд. «Даръ», 2006.
  5. Закон Божий. Для семьи и школы. Сост. Протоиерей Серафим Слободской. М.: 2007.
  6. Ирзабеков Василий (Фазиль). Тайна русского слова. Заметки нерусского человека. – М.: Даниловский благовестник, 2007.
  7. Кладезь мудрости. Советы старцев о земном и небесном. М.: «Эдельвейс», 2006.
  8. Когда и как надо начинать говорить ребенку о Боге. СПб.: Сатисъ Держава, 2005.
  9. Маслов Иоанн, схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. – М., 2000.
  10. От святой купели и до гроба. Краткий устав жизни православного христианина. М.: Издательство «Лествица», 1994.
  11. От слов своих осудишься: сквернословие. / Прот. Артемий Владимиров и др. – М.: Изд. Совет Русской Православной Церкви, 2007.
  12. Пестов Н.Е. Как быть смиренным в наше время.  СПб.: Сатисъ Держава, 2005.
  13. Популярная библейская энциклопедия. Под ред. Тима Даули. Российское библейское общество, 2006.
  14. Православная энциклопедия. – СПб: Изд. Группа «Весь», 2007.
  15. Православные святыни России. Минск, 2006.
  16. Проснись, душа… Школа православия для новоначальных. – М.: «Ковчег», 2005.
  17. Протоиерей Фома Хопко. Основы православия, М., 2004.
  18. Священник Илия Шугаев. Один раз на всю жизнь. Беседы со старшеклассниками о браке, семье и детях. – М.: Изд. Совет Русской Православной церкви, 2007.
  19. Сербский Н. Мысли о добре и зле. – Минск: Изд.Свято-Елисаветинского монастыря, 2004.
  20. Схиигумен Савва. Прими от меня искренний совет. Основа для спасения. М., 1999.
  21. Уроки литературы – уроки нравственности: Методическое пособие / Сост. Н.М.Мищенко /, КРИРОиПК – Сыктывкар, 2006.
  22. Цветник духовный. Назидательные мысли и добрые советы,    выбранные  из творений мужей мудрых и святых. Издательство Владимирской Епархии. Русская миссия, 2005.

 

Литература для учащихся

  1. Берсенева Т.А., священник Алексий Мороз. Уроки добротолюбия.  СПб.: «Сатисъ Держава», 2007.
  2. Ганаго Б. Детям о душе. – Минск: Изд-во «Белорусский экзархат», 2006.
  3. Ганаго Б. Детям о слове. – Минск: Изд-во «Белорусский экзархат», 2006.
  4. Ганаго Б. Детям о вере. – Минск: Изд-во «Белорусский экзархат», 2006.
  5. Ганаго Б. Детям о молитве. – Минск: Изд-во «Белорусский экзархат», 2006.
  6. Детский православный календарь на 2008 год. М., 2007.
  7. Домострой. Юности честное зерцало. – М.: Изд. «Даръ», 2006.
  8. Иванова С.Ф. Введение во храм Слова. – М.: Изд-во «Отчий дом», 2006.
  9. Ирзабеков Василий (Фазиль). Тайна русского слова. Заметки нерусского человека. – М.: Даниловский благовестник, 2007.
  10. Карпов А.Ю., Юрьев А.А. Самые знаменитые святые и чудотворцы России. М.: «Вече», 2001.
  11. Лихачев Д.С. Земля родная: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1983.
  12. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. – М.: Детская литература, 1989.
  13. Лихачев Д.С. Письма о главном. – М.: НПО «Школа», «Открытый мир», 1996.
  14. Маслов Иоанн, схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. – М., 2000.
  15. Низовский А.Ю. Самые знаменитые монастыри и храмы России. – М.: «Вече», 2000.
  16. От слов своих осудишься: сквернословие. / Прот. Артемий Владимиров и др. – М.: Изд. Совет Русской Правосланой Церкви, 2007.
  17. Православная энциклопедия. – СПб: Изд. Группа «Весь», 2007.
  18. Православные святыни России. – Минск, 2006.
  19. Рассказы о православных святых /под ред.В.Воскобойникова. – СПб.: «Золотой век», 2003.
  20. Священник Илия Шугаев. Один раз на всю жизнь. Беседы со старшеклассниками о браке, семье и детях. – М.: Изд. Совет Русской Православной церкви, 2007.
  21. Сербский Н. Мысли о добре и зле. – Минск: Изд.Свято-Елисаветинского монастыря, 2004.

21.Цветник духовный. Назидательные мысли и добрые советы,   выбранные из творений мужей мудрых и святых. Издательство Владимирской Епархии. Русская миссия, 2005.


Post a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>