Программа “Преображение”

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Пыёлдино»

Сысольского района Республики Коми

Комплексно – целевая программа

духовно-нравственного воспитания школьников

«Преображение»

на 2008 – 2011 гг.

Комплексно – целевая программа

духовно-нравственного воспитания школьников

«Преображение»

«…государство в сфере образования обязано обеспечить

воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности,

с учетом отеческого опыта и традиций»

Из «Закона об образовании РФ»

 

Пояснительная записка

Мы хотим сегодня видеть в своих учениках хорошо воспитанных и образованных граждан. На это тратятся огромные ресурсы, время, деньги, энергия, но, увы, в обществе продолжают господствовать человеческие страсти и пороки.

По какой причине происходит такое? Может быть, мы просто подзабыли, что такое воспитание и образование в истинном, изначальном понимании этих слов.

Образование происходит от слова «образ». Это значит в изначальном смысле – придать ребенку некий искомый образ, т.е. говоря современным языком, воспитать его. А воспитать – значит восполнить то, что дано было изначально Богом, дать душе питание духовное. Так на каких духовных ценностях, в стремлении к какому идеалу, образу воспитывать наших детей?

В нашей школе мы определились с этим: на системе традиций, жизненных ценностей и норм, которая сложилась в нашем Отечестве на православной основе, обусловила единство Отечества и преемственность поколений.

«Православие и в современных условиях является созидателем и хранителем лучших традиций русской культуры, духовно-нравственных ценностей русского общества, содержательно-смысловых основ русского воспитания. Поэтому так важно восстановить, укрепить и совершенствовать традиционное российское воспитание, построенное на основе Православия, без него оно лишается своих корней, своего фундамента».(Президент общества «Наследники Александра Невского» Н.В. Маслов).

Одна из главных традиционных ценностей – семья. Не менее важные – Отечество, человек, труд, соборность, коллективизм, мир, культура.

Диагностика личностного роста учащихся школы показала, что еще немало у нас учащихся с недостаточно сформированными ценностными ориентирами. Обеспокоенность вызывает  характер отношений школьников к своему внутреннему миру, своему душевному «Я», а также к другому человеку, такому же, как Я сам;  и к иным людям, к людям иной культуры, иной национальности, веры: устойчиво-негативное отношение в первом случае имеют 45% учащихся, во втором – 25%, в третьем – 24%.

Это вызвало необходимость скорректировать воспитательную программу школы, сделав в ней акцент на духовно-нравственное воспитание.

Особой корректировки в этом направлении требует работа с семьей, т.к. сохранение духовно-нравственного здоровья детей зависит, в первую очередь, от духовно-нравственного климата семьи, и детские проблемы также вызваны преимущественно отсутствием духовно-нравственных традиций семейного воспитания. Поэтому задаче совершенствования работы с семьей будет посвящена отдельная подпрограмма.

Комплексно-целевая программа духовно-нравственного воспитания «Преображение» призвана систематизировать и углубить всю деятельность школы по духовно-нравственному воспитанию, включая патриотическое, трудовое, спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое воспитание, наполняя его духовным содержанием на традиционных основах православного, отечественного, воспитания и образования, таких, как:

  1. Христианские добродетели.
  2. Педагогика уважения старших и совместный труд.
  3. Целомудрие, воздержание, самоограничение, а не вседозволенность и удовлетворение лучших потребностей в ущерб нравственным ценностям.
  4. Любовь и самопожертвование, а не психология самоутверждения.
  5. Интерес к отечественной культуре.

Чрезвычайно важно создание пространства духовно-нравственной культуры в образовательном учреждении. Именно это, на наш взгляд, является важнейшим условием и фактором успеха в воспитании.

Цели  и  задачи  программы

Цель программы духовно-нравственного воспитания –  содействие духовно-нравственному развитию личности ребенка.

Задачи программы:

  1. Создать условия для приобщения к традиционным православным ценностям всех участников образовательного процесса.
  2. Активизировать просветительскую деятельность, организовать обмен опытом и необходимой информацией по духовно-нравственному образованию.
  3. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. Пресекать безнравственные проявления в стремлениях и действиях школьников.
  4. Развивать и укреплять чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
  5. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей путем ознакомления родителей с основами православной педагогики, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Механизм реализации программы

1. В реализации программы духовно-нравственного воспитания «Преображение» участвуют педагоги школы, Большой Совет учащихся школы, школьные детские объединения, школьный музей истории села Пыёлдино, школьная библиотека, Совет и клуб ветеранов села, Вичкодорский Дом культуры.

2. Реализация программы осуществляется в ходе нескольких этапов:

Подготовительный этап (апрель 2007 г. – декабрь 2007 г.)

Его основной задачей является создание условий для успешной реализации программы. Он включает в себя: обсуждение в педагогическом коллективе и среди родительской общественности вопроса о возможном наполнении воспитательной системы школы духовным содержанием на традиционных основах православного воспитания; сбор идей и предложений; написание программы; обсуждение и утверждение её на родительском собрании; решение организационных вопросов.

Основной этап (2008 – 2011 гг.)

Предполагает организацию деятельности по реализации целей и задач программы. Она предусматривает следующие направления работы:

Создание школьной методической базы по духовно-нравственному образованию.

Работа по духовно-нравственному воспитанию в рамках образовательного процесса.

Работа с семьей.

Культурно-массовая и просветительская деятельность.

Организация экскурсионных и паломнических поездок.

Организация социально-значимых дел, акций.

Заключительный этап ( май – июнь 2011 г.), когда проводятся анализ деятельности по реализации программы; подведение итогов; постановка задач с целью содействия дальнейшему духовно-нравственному совершенствованию детей и взрослых.

Управление процессом реализации комплексно-целевой программы духовно-нравственного воспитания «Преображение»

Функции управления Содержание деятельности
Информационно-аналитическая Формирование банка данных о передовом педагогическом опыте в области духовно-нравственного воспитания
Мотивационно-целевая Определение целей деятельности коллектива и отдельных педагогов, направленной на реализацию программы по каждому направлению и на каждом её этапе. Разработка системы стимулирования участников программы.
Планово-прогностическая Планирование и организация работы по выбранным направлениям реализации программы, прогнозирование результатов деятельности коллектива.
Организационно-исполнительская Организация выполнения программы, обобщение передового педагогического опыта, осуществление повышения квалификации педагогов.
Контрольно-оценочная Осуществление мониторинга и оценка состояния реализации всех направлений программы
Регулятивно-коррекционная Обеспечение поддержания позитивных эффектов программы и устранение нежелательных отклонений в работе.

 

Формы работы с педагогами в процессе реализации программы

  • Заседания педагогического совета;
  • Индивидуальные собеседования-консультации по вопросам православной педагогики;
  • Заседания методического объединения классных руководителей;
  • Семинары классных руководителей;
  • Организация курсов повышения квалификации по духовно-нравственному образованию на базе школы.

Формы работы с учащимися в процессе реализации программы

  • Факультативные занятия, беседы, классные часы духовно-нравственного содержания;
  • Паломнические поездки по Святым местам;
  • Организация православных праздников;
  • Дела милосердия, благотворительность;
  • Все виды творческой деятельности.

Формы работы с родителями учащихся в процессе реализации программы

  • Родительские собрания на духовно-нравственные темы;
  • Лекторий для родителей;
  • Дни открытых дверей.
  • Проведение совместных дел: выставок, конкурсов, праздников;
  • Индивидуальные консультации;
  • Совместные паломнические поездки по Святым местам.

Прогнозируемые результаты реализации программы

Предполагаем, что в результате осуществления программы у многих

–  повысится уровень знаний об отечественной истории и культуре;

– обогатится духовный мир;

– появится опыт нравственного поведения, милосердия, сострадания;

– появится потребность в духовно-нравственном совершенствовании.

Диагностика результативности программы

Критериями оценки процесса духовно-нравственного воспитания по программе «Преображение» будут являться:

  1. Ценностные ориентации учащихся школы (исследование будет проводиться на основе методики ценностных ориентаций М. Рокича).
  2. Личностный рост учащихся школы, т.е. развитие ценностного (позитивного) отношения личности к миру, к другим людям, к самому себе (по методике тестовой диагностики личностного роста школьников, авторы – Д. В. Григорьев, И. В. Степанова, П. В. Степанов).
  3. Сформированность первичных детских коллективов школы – школьных классов и детских объединений (классно-урочных, факультативно-кружковых, общественно-организационных объединений, органов ученического самоуправления) (уровень сформированности детских коллективов будет изучен по методике  А. Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив»).
  4. Благоприятное самочувствие каждого ребенка в детских коллективах. (по методике социометрии Дж. Морено).
  5. Использование воспитательного потенциала духовно-нравственного содержания:

– поисково-исследовательская деятельность: составление родословной, написание исследовательских работ, участие в создании выставок школьного музея, экскурсоведческая работа);

– работа в творческих объединениях (кружках), в группах сменного состава по подготовке и организации общешкольных дел;

– встречи с интересными людьми, простыми и честными тружениками, героями, ветеранами;

– встречи с людьми, обладающими духовным знанием и опытом (священниками);

– дела милосердия: помощь немощным, взаимосвязь с Домом ветеранов «Ивушка», сбор вещей, денежных средств на конкретную адресную помощь;

– просмотр и обсуждение фильмов духовно-нравственного содержания;

– участие в конкурсах, чтениях, фестивалях, выставках;

– изучение православной культуры как основы русской жизни;

– знакомство с традиционными праздниками и участие в них;

– театрализация (постановка сценариев и пьес нравственного и религиозного содержания);

– участие в совместных с родителями и общественностью делах (конкурсах, праздниках, трудовых делах, поездках и т.д.)

– паломнические поездки, посещение храмов и монастырей;

– экскурсии, туристические походы, летние лагеря.

 

Комплексный план по реализации программы духовно-нравственного воспитания «Преображение»

Содержание работы Сроки 

 

Ответствен-ные, исполнители
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание школьной методической базы по духовно-нравственному воспитанию: 

  • создание мультимедийной продукции по духовно-нравственному воспитанию;
  • пополнение школьной библиотеки,

видеотеки, аудиотеки материалами

духовно-нравственного содержания;

  • создание банка данных интернет-

ресурсов по православной культуре;

  • создание программ по духовно-

нравственному воспитанию;

  • создание банка методических

разработок внеклассных

мероприятий и уроков духовно-

нравственной направленности;

  • осуществление подписки  на

периодические журналы и газеты

«Божий мир», «Духовно- нравственное воспитание», «Святой покров», «Свечечка», «Православная радуга»,

«Православная газета «Покров»,

«Вера», «Епархиальные ведомости»

Весь период 

 

 

 

Администрация, школьный библиотекарь 

 

 

 

 

 

Учитель информатики

 

Заместитель директора п

    2. Организация повышения квалификации педагогов по основам преподавания духовно-нравственной культуры, по вопросам духовно-нравственного образования:
    –  на базе школы по приглашению школой сотрудников Координационного Центра КРИРОиПК

    –  на курсах КРИРОиПК.

    Администрация школы 

    2008-2010 гг.

    3. Работа по духовно-нравственному воспитанию в рамках образовательного процесса:

      – ведение элективных курсов

      –  введение в систему дополнительного образования новых кружков и факультативов:

      – включение в программу воспитательной работы вопросов духовно-нравственного воспитания;

      – систематическое проведение классных часов по духовно-нравственному воспитанию;

      – проведение методических совещаний, семинаров

      – анализ содержания всех учебных предметов с целью использования их потенциала для ознакомления учащихся с элементами традиций русской и коми народной культуры;

      – конкурс методических разработок по теме: «Внедрение основ традиционной русской и коми народной культуры в образовательный процесс»;

      – включение в содержание учебных предметов вопросов народной духовной культуры;

      – проведение педагогических советов на темы духовно-нравственного образования

      Администрация школы 

       

      Заместитель директора по ВР

       

       

       

       

       

      Завуч по УВР

       

       

       

       

       

      Завуч по ВР

      4. Работа с семьей

        ? Проведение родительских собраний на темы, связанные с духовно-нравственным развитием и воспитанием

        ? Занятия родительского лектория «Традиционное воспитание в семье» по программе   (Весь период)

        ? Конференция на тему «Воспитание подрастающего поколения: идеалы, ценности, ориентации» ( январь 2009 г.)

        ? Дискуссия родителей и детей на тему «Возможна ли духовно-нравственная преемственность поколений в современных условиях?» (февраль 2009 г.)

        ? Конференция отцов и дедов на тему «Кто в доме хозяин – это каприз или высокая ответственность отца?» (в день отца, I полугодие 2009-2010 г.)

        ? Создание родительского клуба с филиалами по месту жительства ( 2009 г.)

        ? Праздники «Главней всего – погода в доме», «О, вера наших матерей!», «Для Вас, бабушки!», «День благодарения» и др. ( Весь период)

        ? Традиционный  конкурс «Семейный архив» (1 раз в 3 года)

        ? Создание стенда  «Для Вас, родители!» (2008 г.)

        ? Подготовка и издание «Библиотечки для родителей» (2009)

        ? Создание клуба «Горница» ( 2010 г.)

        ? Предусмотреть введение учебного курса «Культура семьи» ( 2009 – 2010 уч. г.)

        ? Классные часы совместно с родителями на тему «Духовные традиции русской семьи» (Весь период)

        ?  Создание творческих мастерских для детей и родителей ( 2008 г.)

         

         

        Администрация школы Родительский комитет

         

        Заместитель директора по ВР, классные руководители

        Зам.директора по ВР, Глава Большого Совета учащихся

        Родительский комитет

         

        Педагог-организатор

        Классные руководители

         

        Зам.директора по ВР

        Зам.директора по ВР, учитель информатики

         

        Администрация школы

         

        Классные руководители

        Учитель ИЗО

        5. Культурно-массовая и просветительская работа

          – встречи трех поколений;

          – цикл «Люди трудовой славы» (встречи с тружениками сёл и посёлка);

          – встречи с ветеранами войны и труда;

          – праздники «Родительский дом – начало начал», «Слава нашим матерям», «Высокое звание – отец» и др.;

          – классно-семейные чтения  страниц     Домостроя (беседы, практикумы по своду правил);

          – факультативы «Светочи России», «Наши духовные ценности», «Святые и святыни земли Русской», «Духовные традиции русской семьи» и др.

          – духовные беседы с учащимися священников, приглашаемых в школу;

          – классные часы духовно-нравственного содержания;

          – занятия гражданского клуба: «Что такое человек?», «Добро и зло», «Долг и совесть», «Человек среди людей», «Межличностные отношения» и т.д.

          – поисково-исследовательская деятельность по программам «Родословие», «Православие Коми края» (изучение истории своей семьи и истории церквей и монастырей села);

          – изучение народных традиций и обрядов православия в истории села, использование их в образовательном и воспитательном процессе;

          – организация и проведение православных праздников: Рождество, Благовещение, Пасха, День Михаила, Покров;

          – просмотр кинофильмов христианского содержания.

          – просмотр и обсуждение кинофильма «Полианна»  с привлечением отрывков из книги русского философа И.А.Ильина «Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий».

           

          Заместитель директора по ВР

          Педагог-организатор

          Учителя истории

           

           

          Классные руководители.

           

          Руководители факультативов.

           

          Администрация

          Классные руководители

          Учителя обществознания

           

          Руководитель школьного музея, педагоги-краеведы

           

           

           

           

          педагоги школы

          6. Организация экскурсионных и паломнических поездок. 

          – Экскурсии в музеи Республики.

          – Поездки в г.Санкт-Петербург с экскурсионной целью и с целью встреч с вдовой Героя Советского Союза И.П.Горчакова Марией Афанасьевной Горчаковой.

          -Организация поездок учащихся в город на экскурсии по теме «Православный Сыктывкар».

          – Организация паломнических поездок в монастыри республики: Троице-Стефано Ульяновский мужской монастырь, Важкурский мужской монастырь, Ыбский Свято-Серафимовский женский монастырь, Усть-Вымский мужской, Кылтовский Крестовоздвиженский женский монастырь и другие.

           

           

          Классные руководители

          Руководитель  школьного музея

          Педагог-организатор

           

          Педагоги

           

          7.Организация социально-значимых дел, акций.

          – уход за  кладбищами, обелиском в Пыёлдино и памятником «Жертвам политических репрессий 20 века» в Ниашоре;

          – тимуровская помощь;

          – трудовые дела класса и школы;

          – шефская помощь Дому ветеранов «Ивушка»;

          – поздравления пожилых  людей с праздниками;

          – социальный проект «Спешите делать добро»;

          – организация выставок в музее для внешкольной среды села;

          – отдых и развитие в летних профильных лагерях при школе: эколого-правоведческом, туристско-краеведческом, спортивно-краеведческом, фольклорно-этнографическом  и др.

          – организация сельского праздника «Свет Преображения» (совместно с Вичкодорским Домом культуры и клубом ветеранов села);

          – участие в строительстве возле школы дома под будущий этнокультурный  центр или центр духовной культуры.

           

          Педагоги-краеведы Руководители профильных лагерей Классные руководители

          Большой Совет учащихся школы

           

           

           

           

          Совет музея

           

          Руководители профильных лагерей

           

           

          Зам.директора по ВР Оргкомитет

           

          Администрация

          ПРОГРАММА  ЛЕКТОРИЯ для родителей

          «Традиционное воспитание в семье»

          Программа «Традиционное воспитание в семье» рассчитана на родителей и педагогов, заинтересованных в воспитании духовно и физически здоровой семьи.

          Цель программы – обучение родителей практической педагогике; содействие в формировании ценностного отношения детей и взрослых к семье.

          Задачи программы:

          • раскрыть родителям причины и природу современных проблем воспитания;
          • познакомить родителей с традиционным воспитанием детей в семье;
          • помочь родителям и педагогам в выборе наиболее эффективных методов воспитания детей, в создании крепких семейных отношений.

          Организация психолого-педагогического просвещения родителей. Примерные занятия родительского лектория:

          – Что такое отцовство?

          – Что такое материнство?

          – Как взрослым решать возрастные проблемы своих детей?

          – Любовь и дружба. «Вечные» истины в семье.

          – Как формировать духовный мир ребенка?

          – Слова и дела родителей – пример для ребенка.

          – О духовно здоровой семье.

          – Основные задачи воспитания в семье.

          – Православная и народная педагогика.

          – Педагогика И.А.Ильина.

          – Святые отцы о семье.


          Post a Comment

          Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

          Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>