Описание воспитательной системы

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и высшей школы  Республики Коми

Отдел образования администрации муниципального района “Сысольский»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа

с. Пыелдино» Сысольского района Республики Коми

 

ОПИСАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ

 

КРАТКАЯ СПРАВКА

ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Название – МОУ «Средняя общеобразовательная школа с.Пыелдино».

Пыелдинская школа – обычная сельская средняя общеобразовательная школа в Сысольском районе Республики Коми. Школу окружают великолепный лес, река, луга, поля.

В школе 12 классов-комплектов, 113 учащихся, 22 учителя, 18 других работников.

Школа располагает удовлетворительной материально-технической базой. На школьной территории размещены: основное здание школы с пристройкой спортивного зала, мастерских и школьного музея; здание бывшего интерната, где находятся 1-4 классы, школьная столовая, кабинеты обслуживающего труда и профессионального обучения; спортивная площадка; хозяйственные пристройки. Имеется арендованная земля для посадки картофеля, разработан пришкольный участок. У школы имеется 2 трактора и 2 автобуса.

Школа наладила постоянные связи с расположенными вокруг учреждениями и организациями: сельхозпредприятиями – ООО «Пыёлдино» и крестьянско-фермерским хозяйством «Возрождение», Бортомским лесопунктом, лесничеством, Советом ветеранов, домами культуры, библиотеками, фельдшерско-акушерскими пунктами, с администрациями поселений Пыёлдино и Гагшор.

Школа работает в сложном режиме (из 113 учащихся – 105, а из 22 учителей – 17 – проживают далеко от школы и ежедневно подвозятся на автобусах из соседних сел: Гагшора (15 км), Палауза (28 км), п. Бортом-базы (5 км) и дальних окраин самого села Пыелдино, протяженность которого 9 км. Данный факт сказывается на воспитательном процессе: часть совместных со школьниками дел мы организуем по месту жительства детей.

Школа признана победителем в ПНПО в 2007 году.

Школа является базовым общеобразовательным учреждением по воспитательной работе отдела образования МР «Сысольский». (с 2007 г)

Школа является республиканской экспериментальной площадкой по теме «Школьный музей как культурный центр села». (2005-2008 гг.)

Сейчас школа – экспериментальная площадка Института теории и истории педагогики РАО (2008-2010 гг). Научный руководитель – кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра теории  воспитания П.В. Степанов.

КОНЦЕПЦИЯ ШКОЛЫ

КАК ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

1. Приоритетные цели школы как воспитательной системы. Абсолютное большинство педагогов нашей школы всегда имело убеждение в том, что гораздо важнее воспитать и развить в ребенке чувства ответственности, совестливости, благородства, нежели заполнить их умы академическими знаниями. Это неоднократно выявлялось в ходе групповых и индивидуальных бесед с педагогами школы, во время обсуждений в педколлективе тех или иных проблемных вопросов, через анкетирование.

Конкретная формулировка педагогической цели появилась у нас не сразу. Ее поиск, осмысление и проработка в педагогическом коллективе осуществлялись постепенно: на педагогических советах (тема: «Воспитательная система школы»), заседаниях МО классных руководителей (темы: «О дальнейшем развитии школы как воспитательной системы», «О духовно-нравственном направлении в воспитательной системе школы»), на проблемных семинарах (темы: «Как мы понимаем смысл гуманистического воспитания и необходимо ли оно в нашей школе», «Где осуществляется школьное воспитание?», «Что считать результатом воспитания?»). На сегодняшний день наш педагогический коллектив имеет четкое и, самое главное, согласованное представление о приоритетных целях своей профессиональной деятельности. Итак, педагогическую цель школы как воспитательной системы мы формулируем следующим образом: создание благоприятных условий для развития ценностных отношений школьников к окружающему их миру, к другим людям, к самим себе.

Мы отдаем себе отчет в том, что реализация целей педагогов бессмысленна без учета целей самих воспитанников. В рамках воспитательной системы существуют не только педагогические цели, но и непедагогические цели других ее субъектов – и в первую очередь, школьников. Поэтому организация процесса воспитания в нашей школе определяется еще и целями, интересами, потребностями самих ребят. Для этого постоянно организуется изучение настроений в детской среде, а именно: в личных беседах со школьниками, на заседаниях Большого Совета учащихся школы, в период выборов Главы Большого Совета, на классных огоньках, через школьную газету и т.д.

 

2. Основные виды совместной деятельности детей и взрослых, в рамках которых происходит достижение целей воспитательной системы. Воспитание ребенка осуществляется преимущественно в его совместной со взрослым и другими детьми деятельности. Мы хотим и дальше придавать большинству видов совместной деятельности детей и взрослых в нашей школе преимущественно не познавательный, а воспитывающий характер. Инициируя или поддерживая тот или иной вид деятельности, педагоги будут стараться, как и прежде, извлечь из него в первую очередь воспитательный потенциал. Не составляет исключение и учебно-познавательная деятельность, и здесь реализация воспитательного потенциала является одной из важнейших задач педагога-предметника. Новым для школы на современном этапе её развития становится наполнение воспитательного потенциала видов деятельности духовно-нравственным содержанием.

Традиционно в нашей школе уделяется большое внимание следующим видам деятельности и следующим формам их организации:

Виды совместной деятельности педагогов и школьников Формы организации деятельности педагогов и школьников
Поисково-исследовательская краеведческая и музейная деятельность
  1. Сбор материалов по темам краеведческих исследований школьников.
  2. Конкурсы: «Семейный архив», «Семья года».
  3. Кружки: «Мой край родной», «Школьное музееведение».
  4. «Школа экскурсоводов».
  5. Выставки музея, музейные экскурсии для учащихся и населения.
  6. Исследовательские конференции.
  7. Работа с сайтом школьного музея, создание нового сайта музея и школы.
Общественно-полезная трудовая деятельность
  1. Уход за памятниками и кладбищем.
  2. Тимуровская помощь населению.
  3. Строительство этнокультурного центра.
  4. Акция «Спешите делать добро».
  5. Работа в лесничестве.
  6. Работа на пришкольном участке и на выделенном школе земельном участке под картофель
Художественно-творческая деятельность
  1. Оформление интерьеров школы, детских садов села, музея, кабинетов, дома ветеранов «Ивушка».
  2. Факультативы: «Декоративно-прикладное творчество и дизайн», «Культура Коми края», «МХК», «Роспись по дереву», «Художественное краеведение».
  3. Кружки: «Юный берестянщик», «Умелые руки», «Бисероплетение»,  «Макраме», «Мягкая игрушка», «Мастерок (работа с тестом и кожей)».
  4. Уроки ИЗО и художественного труда по методике Б.Неменского.
Туристско-спортивная оздоровительная деятельность
  1. Туристский клуб.
  2. Туристско-краеведческий лагерь «Родник».
  3. Спортивно-краеведческий лагерь «Мой край родной».
  4. Туристско-спортивный лагерь «Салют».
  5. Традиционный осенний туристско-спортивный праздник.
  6. «Школа здоровья» (круглогодично).

Системообразующей для воспитательной системы нашей школы остается поисково-исследовательская краеведческая деятельность. Она как бы притягивает к себе и связывает в единую систему другие виды деятельности детей и взрослых:

  • туристско-спортивную оздоровительную деятельность (одной из целей которой является исследование родного края и сбор экспонатов для музея),
  • общественно-полезную трудовую деятельность (так как тимуровская работа осуществляется параллельно со сбором ребятами краеведческого материала);
  • художественно-творческую деятельность (большинство кружков и факультативов художественной направленности связано у нас именно с краеведением).

Для полноценного и педагогически целесообразного осуществления этой деятельности в школе привлекаются следующие ресурсы:

  • Кадровые: зам.директора по ВР,  педагог-организатор, классные руководители, руководители факультативов и кружков.
  • Родительские: через совместное изучение истории семей школьников и истории села Пыёлдино и п.Бортом-база, через привлечение родителей к ведению кружков «Спортивный» и «Работа с кожей».
  • Технические: школьный музей истории села Пыелдино, музей-комната истории п.Бортом-базы, учебные кабинеты, спортзал, спортивное оборудование, туристское снаряжение, а в будущем – дом под этнокультурный и духовно-нравственный центр.
  • Финансовые: внутренние средства от реализации заготовленного школьниками и педагогами картофеля, гранты за победы в различных конкурсах, спонсорские средства.

Поисково-исследовательская краеведческая деятельность является привлекательной для большинства наших школьников: учащиеся с удовольствием занимаются изучением своих родословных, охотно отправляются в туристско-краеведческие экспедиции, стремятся стать экскурсоводами в школьном музее, с азартом участвуют в конкурсе «Семейный архив».

Педагоги нашей школы хорошо владеют способами самостоятельной и совместной с детьми организации этой деятельности. Об этом свидетельствуют следующие факты:

  • По результатам поисковой работы были созданы: в 1994 году школьный музей истории села Пыелдино, в 2007 году – музей-комната истории п.Бортом-база.
  • Исследовательская деятельность учащихся дает им возможность участвовать в школьных, районных, республиканских и Всероссийских конкурсах и конференциях исследовательских работ.
  • По результатам поисково-исследовательской деятельности ежегодно устраиваются тематические выставки.
  • 50% учащихся активно участвуют в изучении родословной и в конкурсе «Семейный архив».
  • В 2007-2008 уч.году был объявлен конкурс «Семья года», и уже прошли четыре этапа конкурса, в которых принимают участие 20 семей учащихся. Данный конкурс может стать также одной из добрых традиций школы.

В рамках поисково-исследовательской краеведческой деятельности в основном и будут достигаться приоритетные педагогические цели воспитательной системы. В частности, включение в эту деятельность детей может способствовать укреплению семьи, формированию чувства уважения семейных традиций, гордости за свой род, патриотических чувств, трудолюбия.

3. Отношения, складывающиеся между основными субъектами воспитательной системы. В нашей школе мы стремимся создать и поддерживать атмосферу добрых и взаимоподдерживающих отношений как между самими  учащимися, так и между учащимися и учителями. Все последние годы существования школы мы стараемся создать в ней единый общешкольный коллектив, в котором и школьники, и педагоги, и родители, и выпускники прежних лет, и друзья, горячо поддерживающие школу (а таких, действительно немало!) переживали бы чувство общности, в котором бы господствовали отношения сотворчества, сотрудничества, сопереживания, события детей и взрослых.

Дальнейшему сплочению нашего общешкольного коллектива будет способствовать:

  • обсуждение взрослыми и детьми школьных и внешкольных проблем на общешкольной ученической конференции;
  • проведение традиционных ключевых дел (юбилеи школы – через каждые 5 лет; осенний туристско-спортивный праздник; Дни здоровья; конкурс «Семейный архив»; праздники «Главней всего – погода в доме», «О, вера наших матерей!», «Для Вас, бабушки!», «День благодарения»; открытие выставок школьного музея; праздник посвящения в экскурсоводы музея; фестиваль кружковой работы «Наши умения – Вашему настроению», …);
  • введение новых традиций: День школы – 27 октября; конкурс «Зажги свою звезду»; конкурс «Семья года»; фестиваль «Мир наших увлечений»;
  • совместные поездки по православным святыням, беседы со священнослужителями; акция «Спешите делать добро»
  • создание детско-взрослого клуба «Горница» при музее;
  • создание родительского клуба с филиалами по месту жительства;

Кроме того, мы осознаем, что гармонизация отношений между основными субъектами воспитательной системы будет зависеть от позиции, которую ребенок занимает по отношению к школе. Это главное, и мы стараемся изменить сложившуюся во многих современных школах ситуацию отстранения школьников от своего образовательного учреждения и доминирования их пассивной иждивенческой позиции по отношению к происходящему в школе.

Для развития субъектной позиции школьников по отношению к своему образовательному учреждению мы будем переходить от имитирующей модели детского самоуправления к деятельностной модели детско-взрослого самоуправления, основанной на коллективном планировании, организации, проведении и анализе детьми и взрослыми основных совместных внеурочных дел. Данную модель применительно к нашей школе мы представляем следующим образом:

4. Характер взаимоотношений с окружающей средой. Школа активно использует имеющийся социальный и педагогический потенциал сельской среды.

В 2001-2002 уч.году школа инициировала взаимодействие образовательных, административных, общественных и других структур не только села, где находится школа, но и остальных населенных пунктов, где проживают учащиеся. В позиции наиболее активного взаимодействия со школой находятся ветеранские организации, администрации сельских поселений, лесничество, участковый уполномоченный, дома культуры, библиотеки, фельдшерско-акушерские пункты сел Пыёлдино и Гагшора, поселка Бортом-базы.

Особое место в социальном окружении школы занимают, конечно же, семьи учащихся. Многие из них по-прежнему остаются хранителями уклада сельской жизни: в них почтительно относятся к родителям, к старшим членам семьи, проявляют заботу о младших, членов семьи связывает нелегкий повседневный труд, им небезразлична история своей семьи, настоящее и будущее детей. Вместе с тем есть семьи, где взрослые пьют, не выполняют родительские обязанности. В первом случае школа максимально использует воспитательный потенциал семьи, активно привлекая ее членов к совместным проектам (программа «Родители и созидательное сообщество детей и взрослых в школе»; изучение истории семьи – с 1989 года; конкурс «Семейный архив»;  разработка проекта программы по возрождению духовных традиций семьи на  2008 – 2011 гг.;  конкурс «Семья года» и др.). Во втором – школа стремится максимально нейтрализовать негативное влияние семьи, одновременно не отторгая ее от школы и ребенка (именно с этой целью в школе и сотрудничающих с нами учреждениях культуры создаются условия для максимального пребывания во внеурочное время детей из неблагополучных семей).

Использование ресурсов каждого из субъектов сельского социума, выстраивание отношений социального партнерства позволяет школе расширить возможности в удовлетворении образовательных  и культурных потребностей и взрослых сельских жителей. Школа заинтересована в этом, так как желает видеть положительное  влияние других взрослых на развитие детей, желает возродить нравственные и культурные традиции на селе, укрепить семью, способствовать становлению информационной культуры взрослых и детей, оказывать им психолого-педагогическую поддержку. В настоящее время школа предоставляет населению села возможность заниматься в прекрасном спортзале, школьный музей организует для населения села выставки, праздники, встречи, школа представила жителям села информационное поле в сети Интернет (pyioldino.narod.ru), организует занятия родительского всеобуча, представляет культурные программы для ветеранов села и Дома ветеранов «Ивушка».

В настоящее время для расширения образовательных возможностей школы и культурного развития села разработан и находится на стадии реализации проект создания и функционирования этнокультурного центра.

5. Особенности управления воспитательной системой. Приоритетом в деятельности администрации в нашей школе являются вопросы воспитания. Важнейшие управленческие шаги направлены на максимальное использование воспитательных возможностей различных видов совместной деятельности детей и взрослых, их делового и неформального общения, предметно-эстетической среды школы, ее социокультурного и природного окружения. Для этого в управленческий цикл (планирование, организация, мотивация и контроль) вносятся следующие изменения:

  • Повышается уровень информационно-аналитической функции управления. Планирование процесса воспитания осуществляется теперь на основе результатов мониторинга и с применением технологии коллективного планирования (педагоги, родители, дети).
  • Организуется работа педагогов по реализации комплексно-целевой программы духовно-нравственного воспитания школьников «Преображение», программы взаимодействия семьи и школы на 2008-2011гг., а также образовательных и воспитательных программ и программ дополнительного образования «Истоки», «Родословие», «Звонница», «Уроки добротолюбия», «Экология слова»,  «Я – будущий семьянин» и т.п.
  • Воспитательная работа педагогов организуется теперь не только через педсоветы, заседания МО классных руководителей, семинары классных руководителей, индивидуальные и групповые консультации, но и через востребованный в связи с необходимостью разработки и внедрения нового содержания воспитания и новых технологий новый структурный элемент в управлении – научно-методический совет, в который  вошли  педагоги с высокой мотивацией воспитательной деятельности. Эти же педагоги участвуют в экспериментальной деятельности школы как базового учреждения отдела образования в области воспитания и в экспериментальной деятельности по теме «Управление созданием воспитательной системы школы» совместно с Центром теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО.
  • Стимулируется деятельность классных руководителей и других  педагогов по созданию и реализации авторских программ, направленных на духовно-нравственное становление ребенка.
  • Разрабатывается и используется система морального и материального поощрения педагогов, эффективно осуществляющих воспитательную деятельность.
  • Формируется банк данных о передовом педагогическом опыте в области духовно-нравственного воспитания.
  • Контроль процесса воспитания осуществляется через мониторинг качества воспитания, включающий в себя: диагностику личностного роста школьников; диагностику сформированности детских коллективов, социометрию, диагностику сформированности позиции воспитателя у педагогов школы.
  • Проводится регулярный проблемно-ориентированный анализ полученных диагностических данных, сравнение полученных результатов с поставленными в области воспитания целями и реализуемыми на их основе планами работы педагогов школы.

ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ СПОСОБОВ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Цели создания благоприятных условий для развития ценностных отношений школьников к окружающему их миру, к другим людям, к самим себе педагоги нашей школы стремятся достигать самыми разными способами. Среди них:

Совместный производительный труд. Начался учебный год. Вошли в учебные кабинеты. Почти две недели был дождь. Но как только он перестал, мы снова всей школой идем на трудовую вахту: помогаем убрать картофель крестьянско-фермерскому хозяйству «Возрождение», а затем убираем и свой школьный картофель. Всего этого не знают городские дети, да и в районе, говорят, школы не отрывают своих учащихся от учебы, а мы очень не хотим отрывать наших ребят от таких вот трудовых вахт. Потому что в роли и значимости труда в жизни человека не сомневаемся.  Пыелдинская школа – одна из тех немногих сельских школ, заново возрождающих в начале ХХI  века утраченные традиции приобщения детей к современному сельскому труду.

Несколько лет тому назад был разработан новый пришкольный участок, практически методом, которым пользовался издревле коми народ, когда на подсеке корчевались и сжигались пни.

Кроме того, школа приобрела 2 га земельного участка под картофель, и уже несколько лет мы одновременно решаем задачи и материального обеспечения (сколько приобретений уже было сделано школой на средства, вырученные от реализации картофеля!),  и учебно-воспитательного процесса (наша школа – единственная в районе, где юноши 10-11 классов до последнего года приобретали специальность «Тракторист-машинист категории «С»).

Наши учащиеся, действительно, трудолюбивы и совестливы, и хотя и стимулируются при наличии денежным вознаграждением, многие из них способны на энтузиазм в любом труде (кроме уборки картофеля, весной и осенью занимаются переборкой ее, обустройством школьных дворов и территорий предприятий внешкольной среды, оказывают тимуровскую помощь пожилым, летом одни трудились на строительстве детского городка, другие – на пришкольном участке, третьи были заняты на благоустройстве села, а в настоящее время участвуют в строительстве будущего этнокультурного центра). Поэтому приобщение к труду у нас и дальше будет оставаться одним  из способов достижения целей нашей воспитательной системы. Кроме того, именно через трудовые наши вахты мы чаще всего оказываемся в едином коллективе – разновозрастном, в котором все вместе: наши дети с 1 по 11 класс, педагоги и все другие работники школы. А это немаловажно! Каждый чувствует дух совместного творческого труда!

Поддержка трудовых и творческих инициатив школьников. Наши педагоги стараются поддерживать инициативы детей в разных сферах деятельности. Одна из последних таких инициатив наших детей – строительство детского городка по месту жительства учащихся в пос.Бортом. Придумано – сделано! Потрудились в летние каникулы – а в конце августа устроили прекрасный праздник открытия возведенного собственными руками места отдыха не только для детей, но и всей жителей поселка. Здорово же! А вместе с детьми и их родители, участвовавшие в роли сказочных персонажей при открытии городка! А на линейке 1 сентября объявили старт акции «Спешите делать добро!»

Традиционные школьные праздники. У нас, действительно, больше всего общешкольных дел, в которых принимают участие абсолютно все или почти все школьники и педагоги, да еще и родители, и выпускники школы разных лет. Это наши добрые, замечательные праздники, ставшие добрыми традициями:

  • День знаний,
  • День учителя,
  • День рождения школы,
  • туристско-спортивный праздник,
  • семейные праздники,
  • раздники школьного музея,
  • выборы Главы Большого Совета учащихся школы,
  • конкурсы «Семейный архив», «А ну-ка, девушки! А ну, сударушки!».

А недавно мы ввели еще один – День ученика. К каждому из них мы готовимся вместе, а процесс подготовки общего дела не менее увлекателен и уникален каждый раз, чем его проведение, ведь сколько идей, творческой энергии и единого воодушевления вокруг! И снова дух единения, чувство причастности, благодарности за то, что мы в такой школе, в таком именно коллективе! Педагоги нашей школы убеждены в том, что личность может и должна развиваться только в коллективе, поэтому большую роль придаем развитию коллектива, любого: классного, школьного, внешкольного, по месту жительства. Главное, чтобы в нем развивались добрые взаимоотношения.

А одну, уже было утерянную, традицию школы мы хотим в ближайшее время восстановить. Речь идет о проводимых ранее активно сборах по типу коммунарских. Поэтому хотим возобновить проведение их на каникулах.

Деятельность школьного музея как воспитательного центра. В воспитательной системе школы продолжает эффективно работать её интегрирующая функция, которая обеспечивает объединение детей и взрослых по интересам. Наши дети не просто успешно занимаются в любимых ими кружках, но и, можно сказать, «проживают» в таких местах, как кабинет ИЗО, кабинет информатики, школьный музей, библиотека, спортзал и площадка перед школой, где постоянно дети играют в футбол и в другие игры, туристический клуб по месту жительства. Это, несомненно, своего рода воспитательные центры, и каждый из них развивает определенное направление в воспитательной системе школы и несет в себе воспитательный потенциал.

Так, например, школьный музей, сочетающий в себе функции и научного учреждения, и общественного объединения и детского клуба по интересам, обладает неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-исследовательской работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края «изнутри», понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережное отношение к культурному наследию, без чего личностный рост школьника не будет полным.

К настоящему времени школьным музеем накоплен достаточно богатый опыт работы, который позволяет расширить границы деятельности, вовлекая в совместную работу представителей внешкольных учреждений села и общественности. Данная деятельность предполагает не только дальнейшее развитие школьного музея, совершенствование форм и методов работы, но и поддерживание единого воспитательного пространства, оказывающего позитивное воздействие на процесс духовно-нравственного развития личности школьника. Возникла возможность перехода деятельности школьного музея в новое состояние – стать культурным центром села, что придало бы импульс дальнейшего развития музея,  позволило совершенствовать формы и методы работы, расширить поле деятельности, вовлечь в музейную деятельность большего количества жителей села, привлечь молодежь села к участию в культурной и духовной жизни села. Таким образом, в 2006 году была открыта республиканская экспериментальная площадка «Школьный музей как  культурный центр села».   Музеем проводятся  встречи-чествования ветеранов труда, совместный сбор материалов по истории села, организация новых выставок, проведение совместных праздников, а также введены или возобновлены новые формы работы не только для учащихся, но и для всего населения села:

  • проведение православных народных праздников на базе музея;
  • паломнические поездки жителей села совместно со школой по святым местам;
  • возведение методом народной стройки будущего этнокультурного центра (здание в настоящее время построено, ведутся внутренние работы);
  • презентации новых находок музея;
  • методическая помощь музея представителям общественности в музейном деле, совместная выставочная деятельность;
  • подготовка методических рекомендаций по использованию материалов музея для учителей, классных руководителей;
  • проведение выездных лекций и бесед экскурсоводами музея во внешкольных учреждениях села;
  • создание нового сайта школьного музея совместно со студентами Сыктывкарского лесного института и при содействии сотрудницы КНЦ Института языка, литературы и истории  Дмитриевой Т.Е.

Детско-взрослое самоуправление. Теперь о самоуправлении. Оно у нас детско-взрослое, но не потому, что педагоги делают что-то за детей; а потому, что педагоги не могут без детей, а дети открыты педагогам, нуждаются в общении с ними, поддержке, постоянно советуясь друг с другом и совместно принимая решения, проживая вместе, радуясь и стремясь к новому и интересному.

Детское самоуправление – это режим протекания любой совместной и самостоятельной деятельности школьников, обеспечивающий необходимую динамику со-бытийных, сотруднических отношений в детской среде. Участники деятельности в режиме самоуправления совместно определяют цель, объект, предмет своей деятельности, договариваются о средствах и способах ее реализации, управляют процессом ее осуществления, рефлексируют результат (Д.В.Григорьев). Конечно, нельзя сказать, что происходит это на самом высоком уровне, но это, действительно, происходит у нас.

Такое самоуправление у нас двух видов:

1. Деятельностное, которое не оформленное каких бы то ни было властных органах. Оно проявляется в разных видах внеучебной деятельности детей через самостоятельное или совместное со взрослыми планирование, организацию, проведение и анализ этой своей деятельности. Наши дети, очень многие, живут не только уроками, но и занимаются различными видами деятельности: туристско-спортивной, поисково-исследовательской, художественно-творческой, трудовой и т.д., они переживают за успех любого дела школы, и уж в особенности класса, в них есть дух творчества, самоотдачи, поддержки друг друга.

2. Властно-функциональное. Органы ученического самоуправления существовали все годы становления и развития ученического самоуправления в школе, они параллель органам педагогического самоуправления. В классах – это различные структуры, большей частью – советы класса, дежурные командиры, старосты, помощник классного руководителя либо на весь год, либо на какой-то меньший срок. На школьном уровне – Большой Совет учащихся школы, который либо избирался всеми учащимися школы открытым или закрытым голосованием, либо, как происходит в последние годы, подбирается Главой Большого Совета, который выбирается всей школой на специально организуемых выборах Главы Большого Совета. Это, конечно, игра, но игра очень серьезная, к ней  дети готовятся очень серьезно: объявляется предвыборная кампания, выдвигаются кандидаты на Главу, они защищают свои программы на пресс-конференции, выступают в классах, и, наконец, в объявленный день Выборов вся школа: и дети, и педагоги, и другие работники – выбираем достойного кандидата на пост Главы Большого Совета учащихся школы. Большой Совет регулярно проводит тематические заседания, знакомит с решениями  учащихся, организует, контролирует и анализирует проводимую работу, проводит общешкольные конференции, отчитывается в работе, организовывает дальнейшее планирование.

В настоящее время ученическое самоуправление в школе находится в режиме стабильного функционирования, что не может не радовать нас, педагогов, посвятивших становлению и развитию ученического самоуправления в школе много внимания.  Правда, нас, педагогов, все же посещают мысли о том, что уйдут из школы самые активные ребята, и  неизвестно еще, как будет развиваться ученическое самоуправление. Вот ещё почему очень необходимы сборы, о которых уже шла речь.

Внутришкольное повышение квалификации педагогов-воспитателей. В последнее время мы чувствуем, что нам не хватает чего-то для формирования идеальных отношений между людьми, поэтому ищем новые пути и способы создания условий для личностного роста школьников, их духовно-нравственного становления. Почему не просто нравственного, а духовного? Потому, что мир духовный, духовное начало – то высшее, что присуще человеку! Нравственность сама по себе еще не делает человека духовным.  Духовное  же обязательно определяет и нравственность человека. Духовность – это чистота души человеческой, свободной от всякого зла, это наполнение души жертвенной любовью к каждому человеку по образу Христа. Вот почему мы связываем свою  концепцию воспитания и с восстановлением российской педагогической концепции возрождения системы духовно-нравственного воспитания. Чтобы двигаться в данном направлении, необходимо не только обеспечение профессионального самоопределения педагогов в позиции воспитателя, но и, естественно, овладеть  методикой духовно-нравственного воспитания, поэтому планируется  дальнейшее проведение с педагогами проблемных семинаров, методических совещаний и педсоветов:

  • «Духовные традиции русской семьи»,
  • «Педагогика И.А.Ильина»,
  • «О формировании ценностных ориентаций школьников»,
  • «Приобщение детей к духовным традиционным ценностям»,
  • «Как работать с семьей по возрождению духовно-нравственных традиций».

Достижение целей воспитательной системы осуществляется через активизацию и творческого потенциала педагогов. В настоящее время несколько педагогов работает над созданием программ духовно-нравственного содержания. Это творчески работающие педагоги, у которых всегда взаимопонимание и взаимное уважение с учениками. Именно у них же обучение и воспитание – единый, целостный процесс. Использование воспитательной ситуации, признание педагогом личности ученика, эмоциональная, творческая  личность самого учителя, умение организовать на уроке диалог, дискуссию, проронить в ребячьи души воспитательное зерно учебного материала  –  и урок у такого педагога превращается в воспитательный процесс. Но, к сожалению, ещё  далеко не радужно в этом плане  у нас. Школьнику должна нравиться учеба, педагогу надо искать способы заинтересовать ребенка учебой, поэтому актуализация воспитательного потенциала учебного процесса становится одной из основных задач, и здесь планируется  проведение практических семинаров  по обучению способам сделать урок воспитывающим:

  • «Как сделать урок воспитывающим?»,
  • «Материальное поле урока»,
  • «Духовное поле урока» и т.д.

Работа с родителями. Еще одна забота школы как воспитательной системы – это взаимодействие с родителями.  Работа с родителями становится все более интересной, видимо, потому, что взят курс на обновление воспитательного процесса как в школе, так и в семье: возрождение духовно-нравственных традиций, и, несмотря на то, что участие родителей на родительских собраниях далеко не 100%, все же обозначился надежный круг единомышленников-родителей, которые принялись за активное участие в делах школы, в конкурсе «Семья года». Они неравнодушны к школе, вносят предложения по улучшению учебно-воспитательного процесса, и, надеемся, именно они станут активными помощниками в реализации программы духовно-нравственного воспитания.

Ориентируя семью на духовно-нравственное воспитание детей, возрождая духовные традиции семьи, только вместе (ведь воспитываем-то одних и тех же детей!) мы сможем научить наших детей  различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро, пресекать безнравственные проявления в стремлениях и действиях их. А для этого школой будут создаваться условия для приобщения к отечественным ценностям, включения всех в благотворительную деятельность (акции милосердия). Конечно, будет, как и прежде, оказываться педагогическая поддержка социально неблагополучных семей, детей из группы риска.

Вопрос дальнейшего позицирования  школы как центра воспитания  и развития социума – один из главных для школы как воспитательной системы на селе по понятным причинам: школа, а в ней хороший спортзал, музей, – место, куда еще можно пойти в любое время как на островок благополучия, культурно-спортивного и духовного развития. Впереди в наших планах – деятельность  этнокультурного центра «Родник» не только для школы, но и для всего села Пыёлдино, организация на базе школы семейного досуга.

Воспитывающее влияние предметно-эстетической среды школы. Вокруг школы много зеленых насаждений: березовая аллея, осина, сосна, перед окнами школы – кусты акации, боярышника, сирени.

Между двумя зданиями (основным зданием и зданием, где располагаются начальные классы, кабинет технологии для девочек и столовая) разбит пришкольный участок, где выращиваются овощи, ягодные кустарники, здесь же – березы, ели, яблоня.

На территории школы – несколько спортивных и игровых площадок.

На здании школы вывеска с названием школы – синего цвета, при входе в школу – вывеска «Добро пожаловать!».

На первом этаже школы – информационные стенды: расписание уроков, факультативов и кружков, стенды «Вестник школы», «Школьные окна».  В 2007-2008 уч.году были созданы два больших стенда с общим названием «Школа, школа – ты начало всех дорог», в которых отражена жизнь школы, её достижения, перспективы. Стены в залах и нескольких кабинетах обиты деревом.

Стараемся придерживаться единой темы для второго этажа – гражданско-патриотической: в одном зале на втором этаже – длинное (потому что село длинное) панно, представляющее Пыёлдино от начала до конца в разное время года, здесь, как и в музее, замечательно рассказывать гостям о селе; информационные материалы объединения «Пыёлдинский Союз школьников» и Большого Совета учащихся школы; стендовые материалы для родителей; другой зал – зал боевой славы.

Школа никогда не бывает неоформленной, оформляем и учителя, и ученики много и постоянно: то к праздничным дням, то к предметным неделям, то к внеклассным занятиям, то к общешкольным  коллективно-творческим делам, то к встрече с гостями и при проведении  совместных дел с внешкольной средой.

В школе уютно, эстетично и тепло.

Школа наша посещаема выпускниками, учащимися школ района, города Сыктывкара и Эжвинского района, уроженцами села Пыелдино. Наши праздники, а мы отметили два юбилея    школы:  140–летний в 2001 году  и 145-летний в 2006 году, собирают большое количество гостей. Наличие собственного сайта позволяет поддерживать связь с выходцами из Пыелдино, проживающими в республике, стране и даже за границей. У нашей школы своя «изюминка», своё «лицо». Мы гордимся тем, что из школы выходят грамотные, интересные люди. Мы никогда не стремились быть похожими на другие, пусть даже хорошие, школы. Мы – особая школа, у нас особые ученики. Создание в школе своего рода идеальной модели общества, которая могла бы стать для ребенка неким образцом для формирования собственной жизненной позиции в будущем, за пределами школы – это самое, пожалуй, большое желание нас, педагогов нашей школы.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ КАК ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ

  1. 1. Планирование развития школы как  воспитательной  системы

На каждый новый учебный год в школе осуществляется разработка плана развития школы как воспитательной системы. Ниже мы представляем план, по которому школа работала в минувшем году. То есть – перед вами уже реализованный план:

Система мероприятий Сроки Исполнители
1.

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

3.

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

6.

 

7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

 

 

9.

 

 

10.

 

 

 

11.

 

 

 

 

 

 

12.

 

 

13.

 

14.Провести семинары:• Основы духовно-нравственного воспитания.

«Духовные традиции русской семьи»

«Педагогика И. А. Ильина»

«Как работать с семьей по возрождению духовно-нравственных традиций»

«О формировании ценностных ориентаций школьников»

Провести методические совещания:

«Как сделать урок воспитывающим?»

«Приобщение детей к духовным традиционным ценностям»

Провести практические занятия по обучению способам сделать урок воспитывающим.

Обратить внимание на вопросы:

«Материальное поле урока»

«Духовное поле урока»

 

Поддерживание в школе личностно-ориентированной  развивающей среды: организация деятельности; проведение традиционных общешкольных дел, культивирование добрых традиций школы, «своего лица школы», имеющей музей, пришкольный и земельный участки; наличие и деятельность органов ученического самоуправления, требование выполнения разумных правил поведения и взаимоотношений в обществе, поддерживание связей с внешкольным пространством и теплых взаимоотношений с выпускниками разных лет, ведение тимуровской работы, создание комфортных условий пребывания детей в школе  и т.д.

Возобновить проведение коллективных сборов на каникулах по типу коммунарских.

Продолжение функционирования школьной компьютерной газеты.

Внедрение в практику работы новых воспитательных технологий и методик:

  • Курс «Самосовершенствование личности» в 5 классе
  • Методика духовно-нравственного образования

Продолжить работу по программе экспериментальной деятельности школы как базового учреждения отдела образования в области воспитания.

Участие школы в экспериментальной деятельности по теме «Управление созданием воспитательной системы школы» совместно с Центром теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО.

 

Завершить работу по результатам мониторинга качества воспитательной деятельности в школе: создать пакет документов, отражающих диагностику

– личностного роста учащихся;

– уровня развития детских коллективов;

– положение ребенка в коллективах;

– организационных условий процесса воспитания.

Провести анализ содержания всех учебных предметов с целью использования их потенциала для ознакомления учащихся с элементами традиций русской и коми народной культуры;

Включить в содержание учебных предметов вопросов народной духовной культуры;

Дальнейшее позицирование школы как центра воспитания  и развития социума:

– Дальнейшее развитие деятельности школьного музея (по Программе развития музея на 2006 – 2010 гг.)

–  Поддерживать условия для постоянного посещения и использования школьного музея населением.

– Создание этнокультурного центра не только для школы, но и для всего села Пыёлдино в целях развития национально-культурных традиций, возможностей активного полезного отдыха и развития этнотуризма.

– Продолжить предоставление для населения полного бесплатного доступа к ресурсам школы – спортзалу, тренажерному залу, залу для игры в теннис.

– Предоставлять доступ использования учащимися и населением материалов школьного  сайта.

– Продолжить практику благотворительных концертов школьной художественной самодеятельности в доме ветеранов «Ивушка».

– Оказывать педагогическую поддержку социально неблагополучных семей, детей из группы риска.

– Разработать систему организации и проведения на базе школы семейного досуга.

– Привлечение выпускников как ресурса повышения эффективности деятельности школы.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Январь

Декабрь

 

Март

 

 

В теч.года

 

 

 

 

Постоянно

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрь

 

Октябрь

Весь год

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрь

 

 

 

Март

 

 

Октябрь

 

 

 

До ноября

2008 г.

 

 

 

 

 

В теч.

всего года

 

В теч.

всего года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Завуч по ВР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Завучи по ВР и УВР

 

 

 

Педагогический коллектив

Работники школы

Ученики-активисты

 

 

 

 

Александрова О.В.,   Приймак Л.М.

Большой Совет учащихся

 

Завуч по ВР

 

 

 

Классные руководители

 

 

Завуч по ВР

 

Бакум Е.Г.

 

 

 

Александрова О.В.

 

 

 

 

 

Александрова О.В.

 

 

 

 

Завуч по УВР

 

 

Администрация

 

 

Александрова

О.В.

 

 

 

Администрация

 

 

Носкова Л.В.

Шуйская А.А.

 

Бакум Е.Г.

 

Руководители детских объединений

2. Организация работы педагогических кадров

Организационная функция управления в первую очередь сводится к распределению задач между своими сотрудниками и делегированию им тех или иных полномочий.

Пределы полномочий и объем ответственности сотрудников в решении тех или иных задач определяются письменно оформленными должностными инструкциями. Основной смысл должностных инструкций – сделать работу сотрудников школы более четкой и прозрачной. Это позволит избежать многих конфликтов в коллективе и распространения таких опасных для развития воспитательной системы установок педагогов как:  «это не входит в мои обязанности», «почему эту работу должен выполнять именно я?» или «что мне – больше всех надо?» Кроме того, детальное описание всех ключевых обязанностей позволяет эффективнее контролировать работу педагогов, дает им возможность осуществления грамотного самоконтроля своей деятельности, а вновь принятым на работу педагогам – легче адаптироваться.

Вот такие должностные инструкции имеются в нашей школе:

должностные обязанности заместителя директора по воспитательной работе;

должностные обязанности  классного руководителя;

должностные обязанности педагога дополнительного образования.

 

3. Поддержка мотивации воспитательной деятельности педагогов

В школе всегда оказывалась поддержка воспитательной деятельности педагогов, заинтересованных в воспитании нравственной личности.

Разработана и используется система морального и материального поощрения педагогов, эффективно осуществляющих воспитательную деятельность, на основе положения о материальном стимулировании педагогов и положения о поощрении классных руководителей (подробнее см. Приложение «Положение о стимулировании педагогов»). Основанием  для поощрения  может быть инициатива и творчество, педагогическое мастерство, создание условий для развития всех членов детского коллектива, благоприятный психолого-педагогический климат и сформированность социально значимых ценностей, высокая эффективность воспитательной деятельности, высокий эстетический уровень  и педагогическая значимость проведенного.

Из материальных  форм поощрения используются  повышение квалификации, премирование, награждение ценным подарком.

Моральными формами поощрения являются благодарность в приказе по школе, грамота от школы и представление материалов для награждения грамотами вышестоящих организаций, представление материалов для опубликования в СМИ, вынесение публично на школьных линейках благодарностей от администрации, родителей.

Поощрение выносится на педсовете по воспитательной теме, на итоговом педсовете или на августовском, на заседаниях МО классных руководителей, да в общем-то в любой момент, когда возникает необходимость и основание для награждения.

Важной формой поощрения являются обобщение опыта работы, интересно, в творческой форме  проходит праздник  «Похвальное слово классному руководителю», на котором перед всей школой идет представление заместителем директора по ВР творческой личности каждого классного  руководителя, особенностей каждого из них, и каждый классный руководитель представляет свою «изюминку», свои творческие способности.

Еще одной формой поощрения может быть выпуск буклета в честь классного руководителя, руководителя того или иного детского объединения.

В настоящее время стимулируется деятельность классных руководителей и других  педагогов по созданию и реализации авторских программ, направленных на духовно-нравственное становление ребенка.

4. Контроль процесса воспитания

Контроль школьного воспитания необходим для того, чтобы школа могла вовремя обнаруживать встающие перед ней проблемы воспитания, для того, чтобы находить собственные ошибки и видеть свой еще нереализованный потенциал, чтобы обобщать и распространять накопленный позитивный опыт организации воспитательного процесса. То есть, контроль школьного воспитания необходим для повышения его качества.

В нашей школе он осуществляется по следующей схеме:

Что изучается(предмет мониторинга) Как изучается(механизм мониторинга)
1.Личность школьника как главный показатель эффективности процесса воспитания. Тестовая диагностика личностного роста школьниковМетодика индивидуального диагностического собеседования
2.Детский коллектив как условие развития личности школьника. Методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив» А.Н.ЛутошкинаМетодика социометрического изучения межличностных отношений в детском коллективе
3.Профессиональная позиция педагога как условие развития личности школьника. Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателяМетодика изучения профессиональных ориентиров педагогического коллектива в сфере воспитания
4.Организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания. Экспертный анализ и оценка организационных условий процесса воспитания.
4.1.Материально-техническое оснащение, необходимое для организации процесса воспитания. Качественный и количественный анализ материально-технического оснащения процесса воспитания (оборудования, аппаратуры, культурно-массового, туристского, спортивного снаряжения, библиотечно-информационного фонда и т.д.) исходя из реальных материальных возможностей образовательного учреждения.
4.2.Укомплектованность школы квалифицированными специалистами в области воспитания. Анализ штатного расписания образовательного учреждения на предмет наличия необходимых и достаточных для осуществления процесса воспитания педагогических кадров (это могут быть классные руководители и классные воспитатели, зам. директора по воспитанию и организатор внеклассной работы в школе, старший вожатый и педагог дополнительного образования, социальный педагог и школьный психолог) и их профессиональной квалификации.
4.3.Предметно-эстетическая среда, в которой организуется процесс воспитания. Анализ предметно-эстетической среды образовательного учреждения
4.4.Деятельность детских объединений и органов ученического самоуправления, необходимых для самореализации школьников. Анализ деятельности детских объединений и органов ученического самоуправления, необходимых для самореализации школьников
4.5.Программное обеспечение процесса воспитания. Анализ концепций, программ, планов воспитания в образовательном учреждении

 

С Положением о мониторинге можно ознакомиться, обратившись к Приложениям (см. Положение о мониторинге в сфере воспитания).


Post a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>